Проблемная ситуация: Организация выплачивает
работникам средний заработок за время их нахождения на военных сборах. Выплаты
компенсируются организации за счет средств федерального бюджета. 1. Облагаются
ли такие выплаты НДФЛ? 2. Начисляется ли на них ЕСН? 3. Относится ли к расходам
на оплату труда начисленный работникам средний заработок в целях исчисления
налога на прибыль? Обязана ли организация учесть в составе внереализационных
доходов средства, полученные в качестве компенсации расходов на выплату
среднего заработка работникам, призванным на военные сборы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2009 г. N 03-04-05-02/13
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам
начисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога на
суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией работникам за время
прохождения ими военных сборов, а также учета данных расходов в целях
налогообложения прибыли и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Пункт 1 ст. 59 Конституции Российской
Федерации определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью
гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 170 Трудового
кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с
сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им
государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с
Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны
исполняться в рабочее время.
Согласно п. 2 ст. 6
Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
воинской службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время прохождения
военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места
постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по
месту постоянной работы или учебы.
При этом в соответствии с п. 7 ст. 1
Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в
связи с исполнением указанного Закона, является расходным обязательством
Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов,
понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с
реализацией Закона N 53-ФЗ (далее - Правила).
Согласно пп. 2
п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой
работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на
фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В соответствии с п. 3 Правил
компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального
бюджета.
Таким образом, организации, понесшие расходы
в виде сумм начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время
его пребывания на военных сборах, вправе получить от военных комиссариатов
компенсацию указанных расходов.
1. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 210 Кодекса при
определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные
им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение
которыми у него возникло.
Согласно п. 29 ст. 217 Кодекса
освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан,
призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и
других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.
Таким образом, суммы среднего заработка,
выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные
сборы, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в
общеустановленном порядке.
2. Единый социальный налог.
Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено,
что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в
частности, по трудовым договорам.
Учитывая, что суммы среднего заработка,
выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет
средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми
работодателем по трудовым договорам, данные суммы единым социальным налогом не
облагаются.
3. Налог на прибыль организаций. В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные
начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих
работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 6 ст. 255 Кодекса определяет, что к
расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего
заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или)
общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации о труде.
В связи с тем
что военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской
Федерации, сумма начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время
его пребывания на военных сборах, в целях гл. 25 Кодекса относится к расходам
на оплату труда.
Пункт 1 ст. 251 Кодекса устанавливает,
что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не
учитываются доходы, поименованные в данной статье.
Денежные средства, полученные от военных
комиссариатов в качестве компенсации расходов организации, связанных с выплатой
работникам, призванным на военные сборы, среднего заработка, в целях гл. 25
Кодекса относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций, так как данный вид доходов не поименован в ст. 251 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.11.2009