Проблемная ситуация: Организация - плательщик ЕНВД в
связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ планирует
отказаться от применения ККТ. Обязана ли она вести книгу кассира-операциониста? На основании каких
документов учитывать выручку в бухучете организации и для целей налогообложения
подтверждать расходы на приобретение товаров, используемых при ведении
деятельности? Каким образом будет устанавливаться банком лимит кассы
организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2009 г. N 03-01-15/10-499
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями,
уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
и сообщает.
Федеральным законом
от 17.07.2009 N 162-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее
- Федеральный закон N 54-ФЗ), которым предусмотрена возможность для организаций
и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающих под
действие п. п. 2 и 3 ст. 2
Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской
деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по
требованию покупателя (клиента) в момент оплаты товара (работы, услуги)
документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего
прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Что касается
вопроса о необходимости ведения журнала кассира-операциониста
организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог
на вмененный доход для отдельных видов деятельности и решившими воспользоваться
правом не применять контрольно-кассовую технику, следует отметить, что в
соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной
документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых
операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма N КМ-4
"Журнал кассира-операциониста" применяется
для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой
контрольно-кассовой машине организации, а также является
контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Все записи в журнале
кассира-операциониста ведутся ежедневно в
хронологическом порядке. Основанием для записи являются
Z-отчеты, снятые с контрольно-кассовой техники.
Согласно ст. 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные
операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными
документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании
которых ведется бухгалтерский учет.
По вопросу учета
выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый
налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и решивших
воспользоваться правом не применять контрольно-кассовую технику, сообщаем, что
выручка от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) является доходом
от обычных видов деятельности и отражается в бухгалтерском учете организации,
осуществляющей розничную торговлю в общеустановленном порядке согласно
выбранному методу учета доходов и
расходов, закрепленному в учетной политике
организации.
Согласно ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской
Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового
оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были
произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно
подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией,
приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Таким образом, соответствующие расходы
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными
контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами (товарными
чеками, квитанциями или другими документами), подтверждающими прием денежных средств
за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанные документы, содержащие сведения,
предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, могут выдаваться
организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении
ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей
налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
По вопросам, связанным с организацией наличного
денежного обращения, следует обращаться в Центральный банк Российской
Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.11.2009