Проблемная ситуация: Организация заключила договор на
приобретение исключительных прав на воспроизведение и распространение
компакт-дисков с записью фильма с определенным тиражом и на срок более 12
месяцев. При этом оплата приобретенных прав предусмотрена с рассрочкой платежа.
Затраты организации по оплате исключительных прав произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода. Правила амортизации
нематериального актива не устанавливают зависимость списания расходов от
величины (количества) произведенного тиража произведений, тем более что в
договоре может отсутствовать такое ограничение в использовании приобретенных
прав, как размер тиража. Вознаграждение правообладателю за переданные права
относится ко всему сроку использования прав в соответствии с условиями договора
и не зависит от того, в какие периоды этого срока производился тираж и в каком
количестве. Тираж дисков сам по себе является не характеристикой приобретаемого
товара, а количественным ограничением в пользовании исключительными правами.
Другие ограничения могут не поддаваться учету. Вправе ли организация учитывать
в расходах в целях исчисления налога на прибыль затраты на оплату приобретенных
исключительных прав, произведенные в рассрочку, независимо от воспроизведенного
и реализованного тиража дисков?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/741
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к
своей компетенции, сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Под обоснованными
расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена
в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которых установлен НК РФ.
В соответствии с п.
3 ст. 257 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ нематериальными активами признаются
приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной
деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные
права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ,
оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного
времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива
необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды
(доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих
существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у
налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе
патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки
(приобретения) патента, товарного знака).
Таким образом, исключительные права,
приобретенные налогоплательщиком, могут быть признаны нематериальным активом
при условии их соответствия вышеизложенным требованиям, в том числе наличию
способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также
требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Списание расходов на приобретение
нематериальных активов, признаваемых в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ амортизируемым имуществом, в целях налогообложения
прибыли осуществляется в зависимости от порядка их оплаты по договору на
приобретение.
Согласно пп. 8
п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации такой вид амортизируемого имущества,
как приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные
объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение
указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение
срока действия указанного договора.
В данном случае указанные периодические
платежи учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов,
связанных с производством и реализацией.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии со
ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные
разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для
налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей
хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных
операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.11.2009