Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2010, N 4
Проблемная ситуация: Организация реализует товары на
экспорт. С 01.01.2010 она планирует перейти на УСН с объектом "доходы
минус расходы". По товарам, отгруженным на экспорт, полный пакет
документов для подтверждения нулевой ставки НДС будет собран в декабре 2009 г.
Имеет ли организация право на возмещение экспортного НДС в такой ситуации?
Следует ли для целей УСН включить в доходы сумму возмещенного налога, если она
поступит на счет уже в 2010 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2009 г. N 03-07-08/233
В связи с письмом
по вопросам возмещения налога на добавленную стоимость при осуществлении
операций по реализации экспортируемых товаров, по которым документы,
подтверждающие правомерность применения нулевой ставки, собраны в налоговом
периоде, предшествующем переходу организации на упрощенную систему
налогообложения, а также исчисления налога, уплачиваемого при применении
данного специального налогового режима, Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров,
вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение налогом на добавленную
стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии
представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении
товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении указанных операций,
подлежат вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. ст. 171 и 172
Кодекса.
Пунктом 5 ст. 174 Кодекса установлено,
что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется
налогоплательщиком в налоговые органы по месту его учета в срок не позднее
20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, в случае если
налогоплательщик налога на добавленную стоимость с 1 января 2010 г. переходит
на упрощенную систему налогообложения, то налоговая декларация за IV квартал
2009 г. представляется этим налогоплательщиком в налоговые органы в срок не
позднее 20 января 2010 г.
Учитывая
изложенное, в случае если отгрузка товаров на экспорт и сбор полного пакета
документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на
добавленную стоимость, относятся к последнему налоговому периоду, в котором
применялась общая система налогообложения, налогоплательщик имеет право на
возмещение сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам,
услугам), несмотря на подачу налоговой декларации по этому налогу в периоде
применения упрощенной системы налогообложения.
Что касается
доходов, определяемых в целях исчисления объекта налогообложения при применении
упрощенной системы налогообложения, то согласно п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2
"Упрощенная система налогообложения" Кодекса при определении объекта
налогообложения учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса. В связи с
этим при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с
применением упрощенной системы налогообложения, суммы налогов, возвращаемые
налогоплательщику из бюджета согласно нормам Кодекса, в составе доходов не учитываются,
поскольку такие суммы не являются доходами от реализации и внереализационными
доходами.
Таким образом, в
случае принятия налоговым органом решения о возмещении налогоплательщику путем
возврата сумм налога на добавленную стоимость, заявленных им к возмещению в
налоговой декларации за налоговый период, предшествующий переходу
налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, суммы этого налога при
их получении в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, не включаются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
11.11.2009