Проблемная ситуация: О порядке применения вычетов НДС
по товарам, приобретенным для реализации в режимах оптовой и розничной
торговли, организацией, применявшей в отношении розничной торговли систему
налогообложения в виде ЕНВД и перешедшей с 1 января 2009 г. с указанного режима
налогообложения на общий режим налогообложения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2009 г. N 03-07-11/296
В связи с письмом
по вопросам применения вычетов налога на добавленную стоимость по товарам,
приобретенным для реализации в режимах оптовой и розничной торговли,
организацией, применявшей в отношении розничной торговли систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и перешедшей с 1
января 2009 г. с этого режима налогообложения на общий режим налогообложения,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании п. 9
ст. 346.26 гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при переходе налогоплательщика с уплаты
единого налога на вмененный доход на общий режим налогообложения суммы налога
на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам,
имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, подлежат вычету
при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21
"Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Так, согласно пп.
1 п. 2 ст. 171 гл. 21 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость,
предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории
Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на
добавленную стоимость. При этом на основании положений п. 2 ст. 173 Кодекса
налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм налога на
добавленную стоимость при условии, что после окончания налогового периода, в
котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога, не истек срок,
составляющий три года.
Кроме того, п. 4
ст. 170 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие операции,
как подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемые
этим налогом в связи с уплатой единого налога на вмененный доход, суммы налога
на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для
осуществления операций, подлежащих налогообложению, принимают к вычету в
соответствии со ст. 172 Кодекса, а суммы налога по
товарам (работам, услугам), используемым для операций, не облагаемых налогом на
добавленную стоимость в связи с уплатой единого налога на вмененный доход,
учитывают в стоимости этих товаров согласно п. 2 данной статьи Кодекса. При
этом в отношении указанных сумм налога в каждом налоговом периоде такими
налогоплательщиками должен вестись раздельный учет. В случае отсутствия
раздельного учета суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам)
вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на
прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включаются.
Согласно п. п. 7 и
8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг
покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N
914, указанные налогоплательщики в книге покупок, предназначенной для
определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету
(возмещению) в установленном порядке, регистрацию счетов-фактур, выставленных
продавцами, производят на ту сумму
налога, на которую получают право на вычет и которая определяется с учетом
положений п. 4 ст. 170 Кодекса.
Таким образом, если
организация, осуществлявшая реализацию товаров, как подлежащих налогообложению
налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых этим налогом в связи с
уплатой единого налога на вмененный доход, и перешедшая с 1 января 2009 г. с
этого режима налогообложения на общий режим налогообложения, вычеты налога по
товарам, приобретенным для операций, подлежащих налогообложению, не
производила, то на основании вышеуказанного п. 2 ст. 173 Кодекса организация может воспользоваться правом на
указанные вычеты при условии, что после окончания налогового периода, в котором
у организации возникало право на налоговые вычеты, не истек трехгодичный срок.
Что касается
применения положений п. 3 ст. 154 Кодекса, согласно которому налоговая база по
налогу на добавленную стоимость определяется как межценовая
разница, то данная норма в отношении товаров, приобретенных для реализации в
режиме розничной торговли, по которой применялась система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, но
реализованных после перехода с этого режима налогообложения на общий режим налогообложения, по нашему мнению, не применяется,
поскольку на основании вышеуказанных норм п. 9 ст. 346.26 гл. 26 Кодекса и ст.
171 гл. 21 Кодекса по таким товарам организация вправе в общеустановленном
порядке произвести налоговые вычеты.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
11.11.2009