Проблемная ситуация: Организация реализует продукты
питания бюджетным учреждениям по муниципальным контрактам. Вправе ли
организация применять ЕНВД в отношении этой деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2009 г. N 03-11-06/3/268
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Минэкономразвития России
рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения положений гл. 26.3
"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям по
муниципальным контрактам и на основании информации, изложенной в письме,
сообщает следующее.
Согласно ст. 346.26 Кодекса на систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится
в том числе предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к
розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам
розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием
платежных карт).
При этом в
соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под государственным
или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от
имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Указанный Закон не содержит каких-либо
ограничений в части заключения муниципальных контрактов розничной купли-продажи
товаров с бюджетными учреждениями.
Вместе с тем в
соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК
РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется
на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для
государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с
ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или
муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору
поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность,
обязуется передать в обусловленный срок или сроки
производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в
предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным,
семейным, домашним и иным подобным использованием.
Исходя из п. 1 ст. 516 ГК РФ покупатель
оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов,
предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма
расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Договор розничной купли-продажи
преследует иные правовые цели и содержит в связи с этим ряд критериев,
позволяющих выявить особенности его правового регулирования.
Так, согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ
продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в
розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного,
семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью.
Соответственно, определяющим признаком
договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования)
товаров.
Также следует отметить, что в
соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" потребителями товаров (работ, услуг) могут
выступать исключительно граждане, имеющие намерение заказать или приобрести
товар.
Кроме того, исходя из ст. ст. 492 и 493
ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается
заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового
или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в
отличие от договора поставки.
Таким образом, учитывая положения Кодекса
и ГК РФ, представляется необоснованным заключение муниципальных контрактов
розничной купли-продажи товаров с бюджетными учреждениями.
Учитывая изложенное,
предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров (в том числе
продуктов питания) по муниципальным контрактам бюджетным учреждениям, не
относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на
систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.11.2009