Проблемная ситуация: Организация, расположенная в г.
Москве, занимается сдачей собственного имущества (складских помещений) в
аренду. В связи с недостаточной электромощностью
организация с привлечением подрядчиков построила трансформаторную подстанцию.
Для финансирования этих работ организация получила валютный заем. После
окончания строительства трансформаторную подстанцию и трансформатор организация
по договору дарения передает городу. Вправе ли организация в целях исчисления
налога на прибыль учесть расходы, связанные со строительством подстанции?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/758
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций при передаче в государственную
собственность коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей и сообщает
следующее.
Пункт 2 Постановления Правительства
Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и
коммунального назначения в собственность города Москвы" предусматривает,
что при заключении инвестиционных контрактов и договоров на строительство и
реконструкцию жилищного и нежилого фондов все построенные или
реконструированные объекты инженерного и коммунального назначения признаются
собственностью г. Москвы.
При этом
возможность правомерного возложения обязанности на застройщиков объектов
транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных
сетей с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную)
собственность законодательно закреплена только в рамках правоотношений,
устанавливаемых между органами местного самоуправления и застройщиками по
вопросу развития застроенных территорий и только в рамках соответствующего
договора, заключаемого в соответствии со ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом Градостроительным кодексом
Российской Федерации определен перечень допустимых при заключении договора о
развитии застроенной территории обременений инвесторов и установлен запрет на
установление любых иных условий договора, влекущих за собой дополнительные
расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.
Учитывая, что в
соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе учесть при определении
налогооблагаемой прибыли любые обоснованные, осуществленные в целях ведения
предпринимательской деятельности и документально подтвержденные расходы (за
исключением установленного перечня расходов, которые не учитываются при
определении налоговой базы), а договор развития застроенной территории
реализуется налогоплательщиком в рамках осуществления им предпринимательской
деятельности, действующее налоговое
законодательство не препятствует отнесению расходов организаций-инвесторов по
выполнению условий договора о развитии застроенной территории, в том числе
расходов по строительству коммунальной инфраструктуры, а также инженерных
сетей, на уменьшение налогооблагаемой прибыли.
В том же случае, если передача объектов
коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей производится не по
договору о развитии застроенной территории, а по иным гражданско-правовым
договорам, например по договору дарения, расходы, связанные с такой передачей,
не учитываются при налогообложении прибыли.
Одновременно сообщаем, что в настоящее
время Министерством финансов Российской Федерации разрабатывается законопроект,
направленный на совершенствование порядка налогообложения расходов инвесторов,
направляемых на развитие объектов социальной инфраструктуры, передаваемых
безвозмездно в государственную (муниципальную) собственность.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.11.2009