Проблемная ситуация: О признании налогоплательщиками
земельного налога лиц, получивших свидетельство о праве собственности на землю
до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а также о
порядке предоставления пенсионерам налоговых льгот по уплате земельного налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2009 г. N 03-05-06-02/114
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к
компетенции Минфина России, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст.
387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не
признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении
земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 131
Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные
права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
При этом п. 1 ст. 6
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N
122-ФЗ) установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента
вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически
действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной
Федеральным законом N 122-ФЗ.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, лица, которыми в 1994 г.,
то есть до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, получены
Свидетельства на право собственности на землю, являются собственниками
земельных участков и в силу ст. 388 Кодекса признаются налогоплательщиками
земельного налога.
Статьей 395 Кодекса установлен перечень
категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного
налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень
не включена.
Вместе с тем положения гл. 31
"Земельный налог" Кодекса не исключают возможности предоставления
налоговых льгот в виде освобождения от уплаты земельного налога такой категории
налогоплательщиков, как пенсионеры.
Так, на основании п. 2 ст. 387 Кодекса
представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно
устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их
применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для
отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное,
для решения вопроса о предоставлении пенсионерам налоговых льгот по уплате
земельного налога следует обратиться в представительный орган муниципального
образования, на территории которого находится земельный участок.
Одновременно отмечаем, что согласно
Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N
450, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель
сельскохозяйственного назначения), является Минсельхоз России.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
государственной регистрации прав на недвижимое имущество, является Минэкономразвития
России.
Таким образом, по вопросам, связанным с
процедурой отказа граждан от права собственности на земельные участки,
относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, следует обращаться в
Минсельхоз России, а в отношении процедуры государственной
регистрации прекращения права собственности на такие земельные участки
следует обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.11.2009