Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
поддержания предложения ОАО "РЖД" о внесении изменений в НК РФ с
целью исключения из налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумм
государственных субсидий, выделенных на компенсацию потерь в доходах, возникающих
в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платежей за
грузовые железнодорожные перевозки.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/765
Минфин России совместно с
Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской
Федерации рассмотрел предложения ОАО "РЖД" о внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации с целью исключения из налоговой базы по
налогу на прибыль организаций сумм государственных субсидий и сообщает
следующее.
В соответствии со
ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), закрепляющей
принципы определения доходов, доходом в целях налогообложения прибыли
признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в
случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить
в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
При определении объекта налогообложения
налогом на прибыль организаций организациями учитываются доходы от реализации
товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые
в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в
соответствии со ст. 250 НК РФ.
На компенсацию потерь в доходах,
возникающих в результате государственного регулирования тарифов, сборов и
платежей за грузовые железнодорожные перевозки, ОАО "РЖД" выделяются
субсидии. В соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.08.2009 N 706 "Об утверждении Правил предоставления
в 2009 году из федерального бюджета субсидий открытому акционерному обществу
"Российские железные дороги" на компенсацию потерь в доходах,
возникающих в результате государственного регулирования тарифов, сборов и
платежей за грузовые железнодорожные перевозки" потери определяются как
разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае
индексации тарифов, сборов и платежей за грузовые железнодорожные
перевозки, и доходами организации, полученными в результате фактически
установленного уровня индексации тарифов, сборов и платежей.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения
затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров,
выполнением работ, оказанием услуг. То есть
возмещаются затраты или потери в доходах в деятельности организации, связанной
с получением доходов. При этом формирование затратной части, связанной с
недополученными доходами, и учет ее в целях налогообложения прибыли
производятся в общеустановленном порядке.
Из вышеизложенного следует, что субсидии,
выделяемые ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, по своему
экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные
организацией услуги.
В этой связи предложение ОАО
"РЖД" о внесении изменений в НК РФ с целью исключения сумм
государственных субсидий из налоговой базы по налогу на прибыль организаций не
поддерживается.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
19.11.2009