Проблемная ситуация: Правомерно ли в связи с
камеральной проверкой истребование налоговыми органами выписок по счетам в
банке за период, превышающий период, за который представлена одна или несколько
налоговых деклараций, в связи с проверкой которых
направлен запрос? Правомерно ли истребование при камеральной проверке
документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий
период, за который представлены декларации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке истребования документов
при проведении камеральных налоговых проверок и сообщает.
На основании п. 2
ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны
выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках
денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций
(индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской
Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса
налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об
остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах
организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены
налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих
организаций (индивидуальных предпринимателей).
Приказом ФНС России
от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ утверждены Порядок направления налоговым органом
запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств
на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций
(индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой,
адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и формы соответствующих запросов.
Приложением к
утвержденной форме запроса о предоставлении выписки (выписок) по операциям на
счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса,
занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет)
предусмотрено, что в мотивировочной части запроса указывается одно или
несколько оснований, по которым в банк направлен соответствующий запрос, в
частности в связи с проведением в отношении организации мероприятий налогового
контроля.
Согласно ст. 82 Кодекса налоговым
контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю
за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
Налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством
налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий,
используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах,
предусмотренных Кодексом.
Статьей 86 Кодекса не установлено
ограничений по периоду времени, за который может быть истребована выписка по
операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке в
случаях проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля в
отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Непредставление банком справок (выписок)
по операциям и счетам в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную
ст. 135.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц банков, предусмотренную ч.
1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса у
контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией),
касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора,
налогового агента), могут быть истребованы эти документы (информация)
должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, или
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при назначении
дополнительных мероприятий налогового контроля.
Формы соответствующих документов,
используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены Приказом ФНС
России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Статьей 93.1 Кодекса не установлено
ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы
(информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента).
Отказ лица от представления запрашиваемых
при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в
установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность,
предусмотренную ст. 129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц,
предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
23.11.2009