Проблемная ситуация: Правомерно ли первичные
документы, документы бухгалтерского учета, а также документы налогового учета
для целей исчисления налога на прибыль составлять в электронном виде и заверять
электронной цифровой подписью?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2009 г. N 03-02-08/85
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу об использовании
первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета в
электронном виде и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 1
Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) целью названного Федерального закона
является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой
подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая
подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной
подписи в документе на бумажном носителе.
Действие Закона N 1-ФЗ распространяется
на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других
предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (п. 2 ст. 1
Закона N 1-ФЗ).
Условия признания равнозначности
электронной цифровой подписи и собственноручной подписи установлены ст. 4
Закона N 1-ФЗ.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл.
25 "Налог на прибыль организаций" расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами,
оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в
иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)
установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Статья 313 Кодекса определяет налоговый
учет как систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу
на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с
порядком, предусмотренным Кодексом.
Учитывая изложенное, полагаем, что, если
иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации,
первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут
составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц,
ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их
оформления, при соблюдении условий, установленных Законом N 1-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.11.2009