Проблемная ситуация: Судовладелец использует
зарегистрированные в Российском международном реестре судов (РМРС) суда для
международных (один из пунктов отправления и (или) назначения
находится за пределами РФ) и каботажных перевозок по внутренним водным путям
РФ. Как учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы и
расходы организации от международных и каботажных перевозок по
зарегистрированным в РМРС судам? Каков порядок построения налогового учета
организации-судовладельца?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/777
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
доходов, получаемых от сдачи в аренду судна, зарегистрированного в Российском
международном реестре судов, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(далее - РМРС). Для целей гл. 25 Кодекса под эксплуатацией судов,
зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких
услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса к расходам,
не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на
обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией
судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных
статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных
перевозок услуг.
В случае если
организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору
тайм-чартера организации-фрахтователю, которая использует судно как для
международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской
Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт
назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей
налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся
непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.
В соответствии со
ст. 313 Кодекса в целях формирования полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также
обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя.
Таким образом, организации-судовладельцу
следует обеспечить в налоговом учете разделение дохода от сдачи в аренду судна,
зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна
фрахтователем в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации
судна фрахтователем в каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут
быть использованы данные судового журнала.
В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса
расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на
затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле
соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом часть расходов, относящаяся к
деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, в международных
перевозках, определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения
прибыли не учитывается.
Доходы и расходы, относящиеся к
использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок,
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.11.2009