Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
списания реструктурируемой в рамках Постановления
Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 задолженности действующей организации по
пеням и штрафам перед федеральным бюджетом без выполнения организацией условия
досрочного погашения задолженности по основному долгу.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2009 г. N 03-01-10/3-151
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо относительно возможности
списания реструктурируемой в рамках Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 задолженности
организации по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом без выполнения
организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу,
сообщает следующее.
В соответствии с
проводимой в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации
реструктуризацией кредиторской задолженности юридических лиц по налогам,
сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по
налогам и сборам.
При выполнении условий реструктуризации и
при досрочном погашении реструктурируемой задолженности
у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам.
Так, в соответствии
с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням
и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, право на списание
соответствующих сумм реструктурируемой задолженности
по пеням и штрафам предоставляется при выполнении организацией условий
реструктуризации и досрочном погашении реструктурируемой
задолженности.
Списание реструктурируемой
задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условий досрочного
погашения задолженности по основному долгу вышеуказанным Постановлением
Правительства Российской Федерации не предусмотрено.
Одновременно обращаем внимание на то, что
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает
возможности списания задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и
штрафам с действующих организаций.
Основания прекращения обязанности по
уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 59
Кодекса признается безнадежной и списывается в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, недоимка по федеральным налогам,
числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось
невозможным в силу причин экономического, социального или юридического
характера. Согласно п. 2 указанной статьи данная норма применяется также при
списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
На основании норм
Кодекса в целях реализации ст. 59 Кодекса, устанавливающей списание недоимки по
налогам и сборам только в случае невозможности ее взыскания, Правительством
Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О
порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по
страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам",
согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании
задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков:
ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации
организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших
(признанных таковыми) физических лиц.
Иных оснований для признания безнадежной
к взысканию и списания задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах не предусмотрено.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
01.12.2009