Проблемная ситуация: О праве реорганизуемой
организации на применение налоговой ставки НДПИ 0 руб. в части нормативных
потерь полезных ископаемых до даты государственной регистрации лицензии на
пользование конкретным участком недр вновь образуемой организацией.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 декабря 2009 г. N 03-06-06-01/24
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ставки
налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 руб. в части нормативных
потерь полезных ископаемых при реорганизации организации и сообщает.
Статьей 58 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что при выделении из состава юридического
лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и
обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным
балансом. При этом на основании ст. 49 Гражданского кодекса Российской
Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется
законодательством Российской Федерации, юридическое лицо может заниматься
только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 334 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добычу
полезных ископаемых (далее - НДПИ) являются организации и индивидуальные
предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11
Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее
- Закон) предоставление недр в пользование оформляется специальным
государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право
пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в
ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее
оговоренных условий.
Статьей 9 Закона установлено, что права и
обязанности пользователя недр возникают с даты
государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии со
ст. 17.1 Закона при реорганизации юридического лица - пользователя недр путем
его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо
намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование
участком недр, предоставленной прежнему пользователю недр, право пользования
участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности. При этом лицензия на пользование участком недр подлежит
переоформлению без пересмотра условий пользования участком недр, установленных
прежней лицензией.
Таким образом, до даты государственной
регистрации переоформленной лицензии налогоплательщиком НДПИ является
реорганизуемый хозяйствующий субъект.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение добычи полезных ископаемых в части
нормативных потерь полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке,
производится по налоговой ставке 0 руб. (процентов).
Согласно п. 5 Постановления Правительства
Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил
утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически
связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения"
нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Минэнерго России
по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному
месту образования потерь.
Исходя из
изложенного вновь созданная организация вправе применять нормативы потерь, утвержденные в установленном порядке, после
получения лицензии на пользование конкретным участком недр и введения
соответствующих изменений в приказ Минэнерго России об утверждении нормативов
потерь.
При этом реорганизуемая организация
вправе применять налоговую ставку в размере 0 руб. (процентов) в части
нормативных потерь полезных ископаемых до даты государственной регистрации
лицензии на пользование конкретным участком недр вновь образуемой организацией.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах
и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
04.12.2009