Проблемная ситуация: В соответствии с п. 6.1 ст. 23
Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" в случае выхода участника общества из общества в
соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона его доля переходит к обществу.
Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из
общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества,
определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний
отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества.
ООО при определении стоимости чистых
активов для исчисления действительной стоимости доли участника, вышедшего из
общества, в соответствии с Письмом Минфина России от 26.01.2007 N
03-03-06/1/39, руководствовалось Порядком оценки стоимости чистых активов
акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России N 10н и ФКЦБ России N
03-6/пз от 29.01.2003.
В составе активов ООО, принимаемых к
расчету, учитывалось недвижимое имущество по балансовой стоимости (в 1995 г.
ООО получило в безвозмездное пользование здание, капитальный ремонт которого ООО не осуществлялся).
Один из вышедших участников ООО был не
согласен с размером выплаченной ему действительной доли и обратился в
арбитражный суд с исковым заявлением.
Правомерно ли ООО
рассчитывало стоимость чистых активов для определения размера действительной
стоимости доли по данным бухгалтерской отчетности, а не по рыночной стоимости?
Являются ли нормы Приказа Минфина России N 10н и ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 императивными или они носят
рекомендательный характер?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/791
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения
чистых активов общества с ограниченной ответственностью и сообщает следующее.
Согласно п. 11.4
Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве
финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов
и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по
практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению
экспертизы договоров, учредительных и иных
документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
При этом ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что Министерство финансов Российской
Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее
оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы
договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки
показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных
хозяйственных операций к обязанностям Министерства финансов Российской
Федерации не относятся.
В связи с тем
что вопрос, изложенный в письме, не касается порядка применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Департамент не
рассматривает его по существу.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии
со ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью" стоимость чистых активов общества
определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии
с ним нормативными актами. Учитывая, что федеральным законом и издаваемыми в
соответствии с ним нормативными актами стоимость чистых активов ООО не
установлена, по нашему мнению, общества с ограниченной ответственностью могут
руководствоваться Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N N 10н, 03-6/пз "Об
утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов
акционерных обществ".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.12.2009