Проблемная ситуация: О порядке налогообложения налогом
на имущество организаций реставрированного (воссозданного) органного комплекса,
являющегося неотъемлемой частью кафедрального собора, в случае если указанный
кафедральный собор является памятником истории и культуры федерального
значения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2009 г. N 03-05-04-01/99
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о правомерности применения
налоговой льготы по п. 5 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации в
отношении органного комплекса кафедрального собора, являющегося памятником
истории и культуры федерального значения, и сообщает.
Пунктом 5 ст. 381 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от
налогообложения организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками
истории и культуры федерального значения в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Согласно ст. 3
Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ)
к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со
связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры,
возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с
точки зрения истории, археологии,
архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики,
этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством
эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии
культуры.
Статьей 40 Закона N
73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия предусматривает
направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия
ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервацию объекта культурного
наследия, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление
объекта культурного наследия для современного использования, а также
научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы,
научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
На основании Закона
N 73-ФЗ (гл. VII) и Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности,
содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и
культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203
(п. п. 92 - 99), на недвижимых памятниках выполняются
производственно-реставрационные работы, к которым отнесены консервация,
реставрация, воссоздание, ремонт, приспособление, осуществляемые на памятнике в
различных сочетаниях.
Кроме того, в
соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и
культуры (п. 3), утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от
16.09.1982 N 865 (применяется в части, не противоречащей Закону от N 73-ФЗ), к
памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся
целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном
или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Из Письма Федеральной службы по надзору
за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от
04.06.2009 N 03-2-1071 следует, что "Кафедральный собор, 1320 - 1380
гг." (г. Калининград) является объектом культурного наследия федерального
значения, на котором проведены ремонтно-реставрационные работы, включая
изготовление и монтаж органного комплекса. В настоящее время органный комплекс
является неотъемлемой частью объекта недвижимости - кафедрального собора.
Таким образом, по нашему мнению, решение
о правомерности применения льготы по налогу на имущество организаций в
соответствии с п. 5 ст. 381 Кодекса в отношении реставрированного
(воссозданного) органного комплекса, являющегося неотъемлемой частью
кафедрального собора, необходимо принимать с учетом вышеизложенных
обстоятельств.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.12.2009