Проблемная ситуация: Организация направляет работников
для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской
обязанности с сохранением за ними рабочего места и выплатой среднего
заработка. Военный комиссариат, ссылаясь на Письмо Минфина России от 12.05.2008
N 03-04-08-02/13, при компенсации расходов по выплате среднего заработка
отказывает в возмещении уплаченных с таких выплат сумм ЕСН. Уплачивается ли ЕСН
при исчислении среднего заработка работников организации, привлекаемых к работе
в аппарате усиления военных комиссариатов, за период участия в мероприятиях по
обеспечению исполнения воинской обязанности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/92
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с участием
работников в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и в
части своей компетенции по вопросу уплаты единого социального налога с сумм
среднего заработка, сохраняемого за период участия работников в указанных
мероприятиях, сообщает следующее.
На основании пп.
1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками
единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим
лицам, в том числе организации.
Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса
Российской Федерации объектом налогообложения для
налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг.
Позиция
Департамента, изложенная в упомянутом Письме Минфина России от 12.05.2008 N
03-04-08-02/13, по вопросу невключения в объект
налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка,
произведенных не на основании трудовых договоров и за счет средств федерального
бюджета организациями своим работникам, участвующим в мероприятиях, связанных с
реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе", не изменилась.
Согласно ст. 5 упомянутого Федерального
закона N 53-ФЗ к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности
или поступления на военную службу по контракту относится
в том числе организация работы аппарата усиления военных комиссариатов.
Поэтому суммы среднего заработка,
выплачиваемые организацией своему работнику за время его участия в работе
аппарата усиления военных комиссариатов на основании положений Федерального
закона N 53-ФЗ независимо от положений трудового договора, не являются объектом
налогообложения единым социальным налогом.
Одновременно
обращаем внимание, что в соответствии с пп. 11 п. 1
ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под аппаратом усиления
военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в
работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования,
органы и специальные формирования.
Согласно Положению о военных
комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от
01.09.2007 N 1132, граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к
работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого с военным
комиссариатом.
Поэтому в случае выплаты сумм по
вышеупомянутым договорам, заключаемым непосредственно военными комиссариатами с
физическими лицами, а не их организациями-работодателями, плательщиками единого
социального налога указанные организации также не являются на основании п. 1
ст. 235 и п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.12.2009