Проблемная ситуация: О зачете суммы налога на прибыль,
удержанного с доходов российской организации на территории Республики
Казахстан.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о зачете налога, удержанного на
территории Республики Казахстан, и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст.
23 "Устранение двойного налогообложения" Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об
устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты
налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) в России двойное
налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент России
получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с
положениями настоящей Конвенции могут
облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал,
уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого
резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога,
исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее
налоговыми законами и правилами.
В соответствии с нормами российского
законодательства о налогах и сборах, а именно согласно п. 1 ст. 311 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской
организацией от источников за пределами России, учитываются при определении ее
налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов,
произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При этом суммы налога, выплаченные в
соответствии с законодательством иностранных государств российской
организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога в Российской
Федерации. При этом размер зачитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами
Российской Федерации, не может превышать суммы налога, подлежащего уплате этой
организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии
представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание)
налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой
организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного
государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством
иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, -
подтверждения налогового агента (п. 3 ст. 311 Кодекса).
Следует учитывать, что в силу ст. 311
Кодекса зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при
фактической уплате налога на прибыль в Российской Федерации. Такой зачет может
быть произведен только в случае, если доходы, полученные российской
организацией за пределами Российской Федерации, были включены в налоговую базу
при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. От этого зависит
возникновение права на зачет в Российской Федерации уплаченного российской
организацией в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном)
периоде, в котором он был фактически уплачен за границей.
Таким образом, после фактической уплаты
налога в иностранном государстве организация должна представить уточненную
декларацию по налогу на прибыль за тот период, в котором велась соответствующая
деятельность на территории иностранного государства, и отразить в ней
фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, подлежащую
зачету.
Кроме того, налоговыми органами
Российской Федерации при рассмотрении вопроса о возможности проведения
процедуры зачета суммы налога на прибыль, удержанного с доходов
российской организации в иностранном государстве в соответствии с
законодательством этого иностранного государства или международным договором
налоговыми агентами, могут запрашиваться следующие документы:
- копии договора (контракта), на
основании которого российской организации выплачивался доход вне территории
Российской Федерации, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
- копии платежных документов,
подтверждающих уплату налога вне территории Российской Федерации;
- документальное подтверждение от
налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога,
удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего
иностранного государства.
Указанные документы, составленные на
иностранных языках, должны быть представлены с нотариально заверенным переводом
на русский язык.
Что касается вопроса об отражении в
лицевой карточке ИФНС налогов, уплаченных на территории Республики Казахстан,
то на основании пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса рекомендуем
обратиться за ответом в налоговые органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.12.2009