Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
налогообложения в РФ доходов в виде вознаграждений (бонусов), полученных
туркменской компанией от российской организации на территории Туркменистана, а
также о порядке включения российской организацией в расходы, учитываемые при
исчислении налога на прибыль, сумм данных вознаграждений (бонусов).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу налогообложения
вознаграждения (бонусов), выплаченного российской организацией туркменской
компании на территории Туркменистана, и сообщает.
Как следует из письма, компания заключила
договор о разделе продукции с Агентством по управлению и использованию углеводородных
ресурсов при Президенте Туркменистана. Условиями договора предусмотрены выплаты
вознаграждений (бонусов) при его подписании, а также за добычу и за
коммерческое открытие каждого нового месторождения.
В соответствии с
нормами российского законодательства о налогах и сборах доходы туркменской
компании, полученные в виде вознаграждения (бонуса), выплачиваемые ей
российской организацией за выполнение обязательств по договору, не относятся к
какому-либо из видов доходов, поименованных в ст. 309 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс). Поэтому,
по нашему мнению, данный вид дохода туркменской компании следует
квалифицировать согласно ст. 21 "Другие доходы" Соглашения между
Правительством Российской Федерации Правительством Туркменистана об устранении
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от
14.01.1998 (далее - Соглашение).
Согласно данной статье Соглашения виды
доходов резидента Договаривающегося Государства независимо от источника их
возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях настоящего Соглашения,
подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, доходы, полученные
туркменской компанией в виде вознаграждения (бонусов), не подлежат
налогообложению в Российской Федерации согласно нормам
как российского законодательства, так и межправительственного Соглашения.
Что касается вопроса о включении в
расходы сумм данных вознаграждений (бонусов) для целей налогообложения прибыли,
то необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса
расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том
отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени
фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы оплаты и определяются с
учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
Уплата вышеуказанных вознаграждений
(бонусов) не может квалифицироваться как расход, осуществленный в целях
приобретения лицензии согласно Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1
"О недрах". Следовательно, такие расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса должны учитываться в составе
прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В аналогичном порядке осуществляется
налоговый учет вознаграждения (бонусов), уплаченного в соответствии с
заключенным договором, за пользование участками недр, расположенных на
территории иностранного государства.
В связи с этим в
случае, если согласно принятой учетной политике и положениям п. 1 ст. 318
Кодекса расходы в виде вознаграждения (бонусов) являются косвенными расходами,
указанные расходы, в соответствии с п. 2 ст. 318 Кодекса, подлежат отнесению в
полном объеме к расходам отчетного (налогового) периода, к которому такие
расходы относятся в соответствии с порядком уплаты вознаграждения (бонусов),
установленным соответствующим договором.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.12.2009