Проблемная ситуация: О порядке
предоставления организации (ООО) отсрочки по уплате НДС и налога на имущество
организаций; о проекте федерального закона N 269777-5 "О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части
урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов",
уточняющем перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате
налога, сбора.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-546
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о предоставлении
отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость и налога на имущество
организаций и сообщает следующее.
Порядок предоставления отсрочки или
рассрочки по уплате налога и сбора установлен гл. 9 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс). Пунктом 2 ст. 64
Кодекса определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых
заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате
налога и сбора, в том числе при наличии угрозы банкротства этого лица в случае
единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового
соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового
оздоровления.
Согласно ст. 63 Кодекса отсрочка
(рассрочка) по уплате налогов и сборов предоставляется на срок, не превышающий
один год, по федеральным налогам (за исключениями, указанными в п. 1 названной
статьи) ФНС России; по региональным и местным налогам - территориальными налоговыми
органами.
Отсрочка или рассрочка по уплате
федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более
одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению
Правительства Российской Федерации (п. 1 ст. 64 Кодекса).
Таким образом, ООО вправе обратиться в
уполномоченные органы с просьбой о предоставлении рассрочки по уплате налогов и
сборов при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, и надлежащим
образом оформленных документов, подтверждающих указанные основания.
Одновременно сообщается, что в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается
проект федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по
уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством
Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается уточнить
перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога,
сбора. В качестве одного из оснований для предоставления отсрочки (рассрочки)
по уплате налога предусматривается наличие угрозы возникновения признаков
несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной
уплаты им налога. Наличие указанного основания предусматривается устанавливать
по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта,
проведенного ФНС России в соответствии с методикой, утверждаемой
Минэкономразвития России.
ФНС России является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных
платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (п. 1
Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Пунктом 4 Положения о
порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в
делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257,
предусмотрены случаи, когда уполномоченный орган обязан отложить подачу
заявления о признании должника банкротом.
Согласно
разъяснениям, данным в п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, установив на стадии принятия заявления
уполномоченного органа о признании должника банкротом обстоятельства,
предусмотренные п. 4 Положения о порядке предъявления требований, при наличии
которых уполномоченный орган обязан отложить подачу заявления о признании
должника банкротом, арбитражный суд возвращает уполномоченному органу заявление
о признании должника банкротом. В случае
установления указанных обстоятельств при рассмотрении
обоснованности требований уполномоченного органа к должнику суд принимает
соответствующее решение, предусмотренное абз. 3 и 4
п. 3 ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.12.2009