Проблемная ситуация: Организацией (ООО) получены
инвестиционные займы от иностранной организации - резидента Литовской
Республики, владеющей более 80% уставного капитала ООО,
на строительство жилого дома. Размер не погашенных ООО долговых обязательств
более чем в три раза превышает разницу между суммой активов и величиной
обязательств за налоговый период 2008 г. и отчетный период первого полугодия
2009 г., то есть имеет место контролируемая задолженность.
При определении предельного размера
процентов, подлежащих включению в состав расходов в целях налога на прибыль,
ООО на основании п. 4 ст. 269 НК РФ относит суммы, полученные сверх нормируемых
процентов, к дивидендам и облагает налогом по ставке 15% на основании ст. 284
НК РФ. Можно ли суммы начисленных процентов по договорам
инвестиционных займов сверх нормируемых процентов считать процентами по займам
и при исчислении налога на прибыль отнести к внереализационным расходам,
опираясь на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской
Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и
капитал от 29.06.1999?
В настоящее время начисленные проценты по
договорам инвестиционных займов сверх нормируемых процентов ООО относит к
дивидендам в целях налога на прибыль. Проценты по займам еще не выплачивались.
Можно ли в случае частичного погашения обязательств на основании Соглашения при
налогообложении дивидендов воспользоваться налоговой ставкой 10%?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2009 г. N 03-08-05/1
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно порядка
применения ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с
учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Литовской Республики об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в
отношении налогов на доходы и капитал от 29.06.1999 (далее - Соглашение) и
сообщает следующее.
Пунктами 2 - 4 ст. 269 Кодекса
предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды.
Порядок расчета предельного размера
процентов, подлежащих включению в состав расходов с учетом положений п. 1 ст.
269 Кодекса, и коэффициента капитализации приведен в п. 2 ст. 269 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса
положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами,
исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса,
приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной
организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9
"Ассоциированные предприятия" Соглашения, если:
a) предприятие одного Договаривающегося
Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или имуществе
предприятия другого Договаривающегося Государства,
или
b) одни и те же лица прямо или косвенно
участвуют в управлении, контроле или имуществе предприятия одного
Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося
Государства,
и в любом случае
между двумя предприятиями в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях
создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место
между двумя независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла бы быть
начислена одному из них при отсутствии таких условий, но из-за наличия этих
условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия
и, соответственно, обложена
налогом.
Из запроса следует, что литовская компания
владеет более 80% уставного капитала российской организации (ООО), то есть
литовская компания прямо участвует в управлении, контроле или имуществе
российской организации.
Это означает, что на основании п. 1 ст. 9
"Ассоциированные предприятия" Соглашения Российская Федерация имеет
право провести корректировку прибыли, получаемой российским и литовским
взаимозависимыми лицами, если в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях
создаются или устанавливаются условия, отличные от
тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями.
Кроме того, в
соответствии с п. 7 ст. 11 "Проценты" Соглашения, если по причине
особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов или
между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся к
долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму,
которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем
процентов при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае
избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с
законами каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений
Соглашения.
На основании изложенного Российская
Федерация имеет право при расчете предельной суммы процентов, выплачиваемых по
долговому обязательству российской организации перед своей материнской
компанией - резидентом Литвы, применить положения своего налогового
законодательства, а именно положения п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса.
Таким образом, поскольку задолженность
российской организации перед литовской компанией признается контролируемой,
данной российской компании следует осуществить расчет предельной суммы
процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения налогом на прибыль,
в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст. 269 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что к виду дохода,
квалифицированному как дивиденды согласно п. 4 ст. 269 Кодекса, применяются
положения ст. 10 "Дивиденды" Соглашения и налогообложение осуществляется
по ставкам, установленным в данной статье Соглашения.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
22.12.2009