Проблемная ситуация: О возможности
зачета налога, аналогичного налогу на прибыль, при определении российской
организацией налоговой базы по налогу на прибыль, в случае если указанный налог
был удержан налоговым агентом при выплате дохода российской организации либо
уплачен российской организацией на территории иностранного государства.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-03-06/2/236
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по отдельным вопросам, касающимся
зачета налога, удержанного в иностранном государстве налоговым агентом при
выплате дохода российской организации, и сообщает следующее.
Статьей 311 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее -Кодекс) установлено, что доходы,
полученные российской организацией от источников за пределами Российской
Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль
организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов,
произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При определении налоговой базы расходы,
произведенные российской организацией в связи с получением доходов от
источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах,
установленных гл. 25 Кодекса.
Суммы налога, выплаченные в соответствии
с законодательством иностранных государств российской организацией,
зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в
Российской Федерации. При этом размер зачитываемых сумм налогов, выплаченных за
пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего
уплате этой организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии
представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание)
налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой
организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного
государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством
иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, -
подтверждения налогового агента.
Таким образом,
возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций,
уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской
организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении
следующих условий: (1) обязательное включение доходов от источников в
иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на
прибыль организаций в Российской Федерации и (2) фактическая уплата (удержание)
данного налога с этих доходов в
иностранном государстве.
Зачет налога,
аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченного (удержанного) при
выплате дохода на территории иностранного государства (кроме дивидендов),
предоставляется на основании норм законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах вне зависимости от того, применяется или нет в отношениях
между Российской Федерацией и данным иностранным государством международное
соглашение (договор) об избежании двойного
налогообложения.
В отношении доходов
в виде дивидендов следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 275 Кодекса
налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе
через постоянное представительство иностранной организации в Российской
Федерации, не вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций, исчисленную
в соответствии с гл. 25 Кодекса, на сумму аналогичного налога, исчисленную и
уплаченную по месту нахождения источника дохода,
если иное не предусмотрено международным договором. Таким образом, зачет
налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, удержанного в иностранном
государстве при выплате дивидендов, предоставляется только в случае наличия в
отношениях между Российской Федерацией и данным иностранным государством
международного соглашения (договора) об избежании
двойного налогообложения.
В целях получения
зачета налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченного
(удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и
представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию
о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами
Российской Федерации (далее - Декларация), форма которой и Инструкция по ее
заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709
(зарегистрировано в Минюсте России
20.01.2004, регистрационный номер 5431).
Пунктом 3 Инструкции по заполнению
названной Декларации предусмотрено, что Декларация может быть представлена в
налоговые органы в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени
уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей
декларации по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации.
Одновременно п. 3 ст. 311 Кодекса
установлено, что подтверждение, полученное налогоплательщиком от налогового
агента об удержании налога за пределами Российской Федерации, действует в
течение налогового периода, в котором оно представлено.
Исходя из
изложенного, суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством
иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой
организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации в том
налоговом периоде, в котором налогоплательщик получил от налогового агента
подтверждение об удержании налога в иностранном государстве, при условии, что
соответствующие доходы, с которых был уплачен налог в иностранном государстве,
были учтены при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих
налоговых периодах.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.12.2009