Проблемная ситуация: О порядке применения пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в части освобождения от уплаты
государственной пошлины органов местного самоуправления.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-05-05-03/23
В связи с письмом по вопросу разъяснения
порядка применения пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части освобождения (в каких
случаях) от уплаты государственной пошлины органов местного самоуправления
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам,
рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные
органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в
вышеназванные суды, в случаях, предусмотренных законом, в защиту
государственных и (или) общественных интересов.
При применении данного положения Кодекса упомянутые органы освобождаются от уплаты
государственной пошлины при обращении в арбитражные суды только в том случае,
если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в
соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных
истцов (заявителей). К указанным органам относятся такие органы, которым право
на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов определено
федеральным законом.
Данная льгота
предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены
указанными органами на основании ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ) в целях защиты публичных интересов
(например, при обращении в суд органов, осуществляющих контрольные функции, с
требованиями, заявленными в связи с совершением правонарушения в целях
принудительного исполнения нарушенной публичной обязанности, устранения
последствий данного нарушения и
привлечения правонарушителя к ответственности).
По делам, вытекающим из гражданских
правоотношений в связи с участием публично-правовых образований в гражданском
обороте, органы обращаются в суд в соответствии со своей компетенцией в защиту
нарушенных имущественных прав от имени указанных образований на основании ст.
44 АПК РФ. На данные требования льгота, предусмотренная пп.
1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса, ввиду отсутствия защищаемого публичного интереса не
распространяется.
Льгота, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса, вышеназванным органам при
подаче кассационных или апелляционных жалоб на не вступившие в законную силу
решения судов предоставляется только по делам, по которым ими как истцами были
предъявлены в арбитражные суды иски (заявления) в защиту государственных и
общественных интересов.
Однако при подаче кассационных или
апелляционных жалоб по делам, по которым вышеназванные органы выступали в
качестве ответчиков, они должны уплачивать государственную пошлину согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.19 Кодекса на общих основаниях.
К таким делам относятся, в частности,
дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда,
причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных
органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов.
При рассмотрении данного вопроса
необходимо учитывать позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, изложенную в Информационном письме от 13.03.2007 N 117.
Одновременно
сообщается, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации принят во втором чтении 18 декабря 2009 г. законопроект N 119731-5
"О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О
сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с
производством и оборотом
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которым
предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления при их обращении в
другие органы государственной власти за совершением юридически значимых
действий, установленных гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в
том числе и в суды, как истцов и ответчиков.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.12.2009