Проблемная ситуация: В 1998 г. организация перечислила
в бюджетную систему РФ суммы налогов через банк на общую сумму 55 млн руб. В результате отзыва лицензии у банка в октябре 2008
г. указанные суммы в бюджет не поступили. Все платежные поручения были сданы в
банк до того, как у него была отозвана лицензия. Налоговый орган до настоящего
времени задолженность не списал, ссылаясь сначала на отсутствие закона, а после
принятия Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, который дополнил ст. 59 НК
РФ п. 3, на отсутствие инструкции, регламентирующей данную процедуру. В полученных разъяснениях налогового органа указывается, что в
настоящее время Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает
изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от
12.02.2001 N 100 и Приказ Минфина России от 15.06.2005 N 72н, утверждающие
порядок и условия принятия решений о признании безнадежной к взысканию и
списании задолженности по суммам налоговых платежей, списанных с расчетных
счетов действующих организаций, но не перечисленных
банками в бюджет. При этом вопрос о добросовестности действий организации по
уплате данных сумм налогов был предметом рассмотрения судебных органов. Как
указано в Решении Арбитражного суда г. Москвы, оставленном без изменения судами
апелляционной и кассационной инстанций, налоговым органом не доказано
обстоятельство недобросовестности при оплате налогов через
"проблемный" банк, не доказано обстоятельство наличия недоимки на
суммы налогов, уплаченных организацией через "проблемный" банк. Каков
порядок применения п. 3 ст. 59 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-558
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 59
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 59 Кодекса суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не
перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными
к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 указанной статьи в случае, если
на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к
взысканию и об их списании указанные банки
ликвидированы.
Полагаем, что для
реализации п. 3 ст. 59 Кодекса не требуется внесение изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам".
Следует отметить, что п. 3 ст. 59 Кодекса
распространяется на задолженность банков, которая образовалась вследствие неперечисления ими в бюджетную систему Российской Федерации
соответствующих сумм налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Пункт 3 ст. 59
Кодекса не применяется в отношении задолженности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов.
При наличии документов, подтверждающих
факт списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика, обязанность налогоплательщика признается исполненной.
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона
N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации в связи с осуществлением мер по урегулированию задолженности
по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством
Российской Федерации. Законопроект размещен на сайте Минфина России в сети
Интернет 14 августа 2009 г.
Законопроектом, в
частности, предусматривается определение исчерпывающего перечня оснований
признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию,
в том числе в связи с вступившим в силу решением суда об утрате возможности
взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением
установленного срока их взыскания (отказом суда в восстановлении пропущенного
срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки,
задолженности по пеням и штрафам), а также списание недоимки и задолженности по
пеням и штрафам, признанных в силу ст. 59 Кодекса,
безнадежными к взысканию в порядке, утвержденном ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
23.12.2009