Проблемная ситуация: Об освобождении от уплаты НДС в
2010 г. коммунальных услуг, оказываемых управляющими организациями, ТСЖ,
жилищными кооперативами, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями и ТСЖ;
о невключении в налоговую базу по НДС денежных
средств, полученных на формирование резерва на
проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном
доме.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169
В связи с разд. II протокола заседания
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от
30.11.2009 N 39 о подготовке разъяснений о порядке применения норм Федерального
закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162
части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Минфин России
разъясняет.
С 1 января 2010 г.
в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на
добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг,
предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими
кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и
отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения
коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального
комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
При этом в
соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения налогом на
добавленную стоимость коммунальных
услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и
другим вышеназванным налогоплательщикам организациями коммунального комплекса,
а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями,
Кодексом не предусмотрено.
При применении указанной нормы следует
руководствоваться п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -
Жилищный кодекс) и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса".
Пунктом 4 ст. 154 Жилищного кодекса
установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное
и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том
числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том
числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п. 1 ст. 2
Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального
комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой
формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной
инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания
услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для
утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Учитывая
изложенное, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса,
предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими
кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и
отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием
которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и
ТСЖ), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при
условии, если данные коммунальные услуги
приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона
от 30.12.2004 N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и
газоснабжающих организаций.
На основании пп.
1 п. 2 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным
услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями
коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими
организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость
коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Таким образом, от налогообложения налогом
на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг
управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости
приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную
стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической
энергии и газоснабжающих организаций.
Аналогичный порядок применения
освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен пп. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса по работам (услугам) по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так, с 1 января
2010 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается
реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями и
ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме управляющими организациями и ТСЖ у организаций
и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих)
данные работы (услуги).
Согласно п. 11
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491,
содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества,
осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил
ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение
температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений
общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего
имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной
безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также
иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого
многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем
в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к
сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов
благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и
благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на
земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, от налогообложения налогом
на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных
работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей
стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных
предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы
(услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям и ТСЖ организациями
и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими
(оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения налогом на
добавленную стоимость не освобождены.
Кроме того, Кодексом не предусмотрено
освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению
многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными
силами управляющих организаций и ТСЖ.
Необходимо
отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик,
осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные
п. 3 ст. 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от
налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по
месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го
числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В случае отказа в соответствии с п. 5 ст.
149 Кодекса от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость
вышеназванных операций налогообложение и налоговые вычеты по товарам (работам,
услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в
общеустановленном порядке.
С 1 января 2010 г. согласно п. 3 ст. 162
Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются
денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего
имущества в многоквартирном доме. При этом освобождение от налогообложения
налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств
данного резерва, Кодексом не предусмотрено.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
23.12.2009