Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
налогообложения доходов, полученных от транспортно-экспедиторских услуг,
оказываемых российской организации компаниями, зарегистрированными на
территории Китайской Народной Республики.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых российской организации
компаниями, зарегистрированными на территории Китайской Народной Республики, и
сообщает следующее.
В соответствии п. 1 ст. 309 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные иностранной
организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в
Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников
в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника
выплаты доходов.
Согласно пп. 8
п. 1 указанной статьи Кодекса под международными перевозками понимаются любые
перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или
железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка
осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами
Российской Федерации.
Согласно данному положению Кодекса в
доходы от международных перевозок не включаются доходы от оказания
транспортно-экспедиторских услуг и, следовательно, к ним не применяется порядок
налогообложения у источника выплаты.
Вместе с тем на
основании ст. 8 "Международные перевозки" Соглашения между
Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной
Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от
27.05.1994 прибыль, получаемая предприятием с постоянным местопребыванием в
Договаривающемся Государстве от международных перевозок, облагается налогом
только в этом Государстве.
Согласно ст. 7 "Прибыль от
коммерческой деятельности" вышеуказанного Соглашения прибыль предприятия
одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом
Договаривающемся Государстве, если только предприятие не осуществляет
коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное
там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую
деятельность, как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в
другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к
такому постоянному представительству.
Таким образом, доходы, полученные
иностранными компаниями на основании договора о транспортно-экспедиторских
услугах, которые будут оказаны российской организации, не подлежат
налогообложению на территории Российской Федерации, если такая деятельность
иностранных компаний на территории Российской Федерации не приводит к
образованию их постоянных представительств.
Исходя из вышеизложенного
в данном случае российская организация не будет являться налоговым агентом для
компаний, зарегистрированных на территории Китайской Народной Республики.
Одновременно сообщаем, что письмо
направлено в Федеральную налоговую службу для ответа на вопросы, касающиеся
справок, подтверждающих постоянное местонахождение.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
23.12.2009