Проблемная ситуация: В Письме Минфина России от
17.05.2007 N 03-05-05-02/33 приведен пример расчета земельного налога в
отношении земельного участка под многоквартирным домом. Какой орган вправе
определить для целей исчисления земельного налога долю в общей долевой собственности
на землю, если собственниками в доме являются: физлица; муниципальные власти;
организация, в собственности которой находится подвал дома? Являются ли
плательщиками земельного налога пенсионеры, получившие права на долю в общей
долевой собственности на землю под многоквартирным домом? Учитывается ли общая
муниципальная площадь при расчете долей собственников многоквартирного дома?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 декабря 2009 г. N 03-05-06-02/126
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления и уплаты
земельного налога в отношении земельного участка, занимаемого многоквартирным
домом, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
На основании ст. 16
Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N
189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные
входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который
сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет,
переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в
многоквартирном доме.
Таким образом, собственники жилых и
нежилых помещений в многоквартирном доме признаются налогоплательщиками
земельного налога в том случае, если земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный
кадастровый учет.
При этом следует иметь в виду, что
согласно ст. 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков,
находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из
налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка,
пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Доля в праве общей
собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру
общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном
доме, если принятым до вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ решением
общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников
долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено
иное (ст. 15 Федерального закона N 189-ФЗ).
Налоговая база для каждого
налогоплательщика земельного налога - физического лица, не являющегося
индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании
сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими
ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами
муниципальных образований (п. 4 ст. 391 Кодекса).
В соответствии с
Инструкцией об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр
прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации
прав на объекты недвижимого имущества, являющегося общим имуществом в
многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах
общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества,
утвержденной Приказом Минюста России от 14.02.2007 N 29, заявления о
государственной регистрации права общей
долевой собственности на объекты недвижимости, ограничения (обременения)
данного права могут представляться собственниками помещений в многоквартирном
доме, представителями собственников помещений в многоквартирном доме, если это
право предоставлено им на основании надлежащим образом оформленных
доверенностей, решением общего собрания собственников, на ином соответствующем
закону основании.
Внесение в Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним размера
долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников
помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений,
содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении
(протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей
долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В названном документе также указываются сведения о собственниках
конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме.
Сумма земельного налога (сумма авансовых
платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, не
являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами
(п. 3 ст. 396 Кодекса).
При этом отмечаем, что налогоплательщики
земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и
авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного
налоговым органом (п. 4 ст. 397 Кодекса).
Одновременно обращаем внимание, что ст.
395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от
уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в
данный перечень не включена.
Вместе с тем нормы гл. 31 Кодекса не
исключают возможности предоставления пенсионерам льгот по уплате земельного
налога.
Так, согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при
установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы,
основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой
земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное,
по вопросам, связанным с освобождением пенсионеров от уплаты земельного налога,
следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на
территории которого находится участок, занимаемый многоквартирным домом.
В отношении Письма Минфина России от
17.05.2007 N 03-05-05-02/33 отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст.
34.2 Кодекса письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются
нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.12.2009