Проблемная ситуация: О применении ККТ организациями и
индивидуальными предпринимателями при совмещении режимов налогообложения по
уплате ЕНВД и применению УСН, а также о применении квитанции формы N 47,
утвержденной Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2009 г. N 03-01-15/11-544
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями
при совмещении режимов налогообложения по уплате единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности и применению упрощенной системы
налогообложения и сообщает.
Федеральным законом
от 17.07.2009 N 162-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее
- Федеральный закон N 54-ФЗ) и предусмотрена возможность для организаций и индивидуальных
предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, не подпадающих под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при
осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст.
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), осуществлять
наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя
(клиента) в момент оплаты товара (работы, услуги) документа (товарного чека,
квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств
за соответствующий товар (работу, услугу).
Минфин России не является федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в области предоставления
разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
При этом обращаем
внимание на то обстоятельство, что Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит
положений, регулирующих необходимость снятия с регистрации контрольно-кассовой
техники, в случае если организации и индивидуальные предприниматели, не подпадающие
под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ и являющиеся
плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, в силу п. 2.1 ст. 2
указанного Федерального закона осуществляют наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники.
В силу п. 4 ст. 346.11 Кодекса
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, сохраняют
действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления
статистической отчетности.
Таким образом, при осуществлении
предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с упрощенной
системой налогообложения или общим режимом, организации и индивидуальные
предприниматели не освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Что касается
вопроса о применении квитанции формы N 47, следует отметить, что Приказом
Минфина России от 29.12.2000 N 124н утверждены формы бланков строгой отчетности
для использования при осуществлении денежных расчетов с населением без
применения контрольно-кассовых машин за услуги электросвязи, в том числе форма
N 47 квитанции в приеме разного рода платы.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 установлено, что формы
бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления
Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении
Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники",
могли применяться до 1 декабря 2008 г.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и не
препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
28.12.2009