Проблемная ситуация: Об учете
расходов организации на оплату работ по замене изношенного трубопровода в
качестве расходов на реконструкцию трубопровода для целей исчисления
налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/830
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета
расходов, связанных с заменой изношенных трубопроводов, и сообщает следующее.
Расходы на ремонт основных средств, в том
числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей
налогообложения в соответствии со ст. 260 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт
основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие
расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом)
периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для целей налогообложения
прибыли порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка
учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и
техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную
стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей
налогообложения через механизм амортизации в соответствии со ст. ст. 256 -
259.3 НК РФ.
К работам по достройке, дооборудованию,
модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или
служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта
амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми
качествами.
В целях налогообложения прибыли к
реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств,
связанное с совершенствованием производства и повышением его
технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции
основных средств в целях увеличения производственных
мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится
комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных
средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и
технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены
морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более
производительным.
Понятие "ремонт" в действующем
налоговом законодательстве отсутствует. В ст. 260 НК РФ не определено, какие
работы следует относить к ремонту основных средств.
Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия
и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК
РФ.
В п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса
Российской Федерации установлено, что при проведении капитального ремонта
затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности
объектов капитального строительства.
Положениями п. 3.8 Методики определения
стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации,
утвержденной Постановлением Госстроя от 05.03.2004 N 15/1, определено, что к
капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций относятся работы по
ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения.
В подразделе XVI разд. "Б"
Приложения N 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта
производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного
Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, предусмотрено, что к
капитальному ремонту трубопроводов относится:
1) частичная или полная замена
антикоррозионной изоляции трубопровода;
2) смена отдельных участков трубопровода
(вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом разрешается
замена чугунных труб на стальные, керамических на
бетонные или железобетонные и наоборот, но не допускается замена
асбестоцементных труб на металлические (кроме аварийных случаев). Протяженность
участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать
200 м на 1 км сети.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что в
случае если производится замена всего трубопровода, то указанные работы следует
рассматривать как реконструкцию трубопровода.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Минфина
России имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся
от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.12.2009