Проблемная ситуация: Бюджетное учреждение сдает в
аренду переданное ему в оперативное управление имущество, находящееся в
федеральной собственности. Вправе ли учреждение доходы от сдачи в аренду
имущества не включать в налоговую базу для целей налога на прибыль, если территориальное
управление Федерального агентства по управлению госимуществом не зачисляет
денежные средства, поступившие в федеральный бюджет, на лицевой счет учреждения
по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 января 2010 г. N 03-03-06/4/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной
(муниципальной) собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное
управление, сообщает следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества
государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных,
относятся к неналоговым доходам бюджетов.
В соответствии со ст. 246 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бюджетные учреждения признаются
плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по
этому налогу в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" НК РФ.
Согласно п. 1 ст.
321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие
доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования и за счет иных источников. Участие
бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование
арендаторам имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного
бюджетным учреждениям в оперативное управление, относится к коммерческой
(приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений. Налоговая база по
налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между
полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных
услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным
товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением
коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по
исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с
ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 "Налог
на прибыль организаций" НК РФ. Доходы определяются в соответствии со ст.
ст. 248 - 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и
налогового учета.
В соответствии с п.
4 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к
внереализационным доходам, если такие доходы не определяются налогоплательщиком
в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, то есть как выручка от реализации
услуг, и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Незачисление средств, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося
государственной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное
управление, на лицевой счет данных учреждений не является основанием для невключения указанных средств в налоговую базу по налогу на
прибыль организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.01.2010