Проблемная ситуация: Организация занимается
нефтедобычей. Производственный процесс носит непрерывный характер. Доставка
работников на рабочие места на месторождениях вахтовым транспортом, а также
проезд спецтехники, участвующей в производственном процессе, осуществляются как
по промысловым дорогам, так и по дорогам общего пользования. В ряде случаев
состояние дорожного покрытия дорог общего пользования, а также их обслуживание
дорожными службами за счет средств бюджета не позволяет обеспечить
бесперебойную доставку работников на свои рабочие места и своевременное
движение спецтехники. Данная причина вызывает необходимость нести затраты по
текущему ремонту (ямочный ремонт, обсыпка и т.д.) и обслуживанию дорог (уборка
снега и т.д.) общего пользования по маршрутам проезда вахтового транспорта
силами подрядчиков на основании заключенных договоров. Являются ли понесенные
затраты экономически обоснованными и оправданными в целях их включения в состав
расходов при исчислении налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 января 2010 г. N 03-03-06/1/3
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли расходов по ремонту и обслуживанию дорог общего
пользования по маршрутам проезда вахтового транспорта и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации
наделено полномочиями давать письменные разъяснения по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом обращаем внимание на то, что экспертиза договоров, а также оценка
налоговых последствий в конкретных хозяйственных ситуациях к компетенции
Минфина России не относятся (п. 11.4 Регламента Министерства финансов
Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы по
налогу на прибыль организаций установлен гл. 25 Кодекса.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 252 НК
РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами в целях налогообложения прибыли
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под обоснованными расходами
понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной
форме.
Учитывая изложенное,
понесенные налогоплательщиком расходы, не поименованные в ст. 270 НК РФ, при
условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ,
учитываются при налогообложении прибыли.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Принимая во внимание то, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата.
В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.01.2010