Проблемная ситуация: О порядке применения вычетов НДС
по объектам недвижимости организацией-правопреемником, выполняющей до
реорганизации функции заказчика по договору инвестирования с
организацией-инвестором, реорганизованной путем присоединения к указанной
организации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2010 г. N 03-07-10/01
В связи с письмом
по вопросам применения вычетов налога на добавленную стоимость по объектам недвижимости организацией-правопреемником, выполняющей до реорганизации
функции заказчика по договору инвестирования с организацией-инвестором,
реорганизованной путем присоединения к указанной организации, Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Как следует из письма, строительство
объектов осуществляется с 2004 г. По договору инвестирования заказчиком
передаются на баланс инвестора законченные капитальным строительством объекты.
В момент присоединения в 2009 г. организации-инвестора на балансе
заказчика-правопреемника (далее - правопреемник) имеются недостроенные по
договору инвестирования объекты.
В соответствии с п. 5 ст. 162.1 гл. 21
"Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в случае реорганизации организации независимо от
формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника
(правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой)
организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе)
товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником
(правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса. При этом такие вычеты производятся правопреемником
(правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании
счетов-фактур (их копий), выставленных реорганизованной (реорганизуемой)
организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам)
продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий
документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой)
организацией сумм налога на добавленную стоимость продавцам при приобретении
товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату
сумм налога продавцам правопреемником (правопреемниками) этой
организации.
Таким образом, по нашему мнению, вычеты
налога на добавленную стоимость, предъявленные правопреемнику при осуществлении
строительства объектов подрядными организациями, следует производить в порядке,
предусмотренном гл. 21 Кодекса, в том числе вышеуказанной
ст. 162.1 Кодекса.
Кроме того,
согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении
изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о
признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) суммы налога на добавленную
стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями
(заказчиками-застройщиками), которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г., подлежат вычету по мере постановки на учет
соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых
для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения этим
налогом.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона суммы
налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января
2005 г. до 1 января 2006 г. подрядными организациями
(заказчиками-застройщиками) и не принятые к вычету в установленном порядке,
подлежат вычетам в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам.
Учитывая указанные нормы Закона, вычеты
сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных правопреемнику при
осуществлении строительства объектов подрядными организациями в 2004 - 2005
гг., по нашему мнению, возможны не ранее даты ввода объектов в эксплуатацию.
По вопросу применения вычетов сумм налога
на добавленную стоимость, предъявленных правопреемнику подрядными организациями
с 1 января 2006 г., рекомендуем руководствоваться Письмом Минфина России от
05.03.2009 N 03-07-11/52.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо
Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
13.01.2010