Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
налогообложения НДС арендной платы, взимаемой территориальным управлением Росимущества с организаций, заключивших с
данным управлением договоры аренды земельных участков,
находящихся в собственности РФ, а также о необходимости уплаты НДС в отношении
передачи указанными организациями земельных участков в субаренду.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 января 2010 г. N 03-07-11/05
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и в части
уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при передаче в субаренду
земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, сообщает.
Как сообщается в указанном обращении,
организации заключили с территориальным управлением Росимущества
договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской
Федерации. В дальнейшем земельные участки были переданы организациями в
субаренду. При этом субарендаторы уплачивают данным организациям субарендную плату за пользование земельными участками и
налог на добавленную стоимость.
Согласно п. 3 ст.
161 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской
Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества
субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами
государственной власти и управления и органами местного самоуправления
арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов,
уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. Таким образом,
данный порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется только в
случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и
управления и органами местного самоуправления. Поэтому при передаче в субаренду
имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, организациями,
которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления,
уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные
организации.
Необходимо отметить, что в соответствии с
пп. 17 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость пошлины и сборы, взимаемые
государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям
и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право
пользования природными ресурсами. Поэтому если арендная плата, взимаемая
территориальным управлением Росимущества с
организаций, заключивших с данным управлением договоры аренды земельных
участков, находящихся в собственности Российской Федерации, относится к
платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то
указанная арендная плата не подлежит налогообложению налогом на добавленную
стоимость.
Что касается передачи указанными
организациями в субаренду земельных участков, то в таких случаях, по нашему
мнению, данные организации должны осуществлять уплату налога на добавленную
стоимость в бюджет в общеустановленном порядке.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
15.01.2010