Проблемная ситуация: В отношении ООО
проведена выездная налоговая проверка за период 2005 - 2007 гг. По результатам
проверки 11.01.2009 вручен акт выездной налоговой проверки от 31.12.2008.
02.02.2009 ООО поданы письменные возражения на акт проведенной выездной налоговой
проверки. 05.02.2009 налоговым органом рассмотрены возражения с участием
представителей ООО. 10.02.2009 налоговым органом вручено решение о проведении
дополнительных мероприятий налогового контроля от 09.02.2009. Согласно
п. 1 ст. 101 НК РФ решение по материалам выездной налоговой проверки должно
быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст.
100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. В
соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения
дополнительных доказательств для подтверждения факта
совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести
решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных
мероприятий налогового контроля.
В какой срок после окончания
дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган должен вынести
решение о привлечении (об отказе в привлечении) ООО к ответственности?
Каким образом производится исчисление
сроков на вынесение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к
ответственности, предусмотренных п. п. 1 и 6 ст. 101 НК РФ?
Каким документом оформляются результаты
проведения дополнительных мероприятий налогового контроля?
Является ли нарушение срока вынесения
решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности существенным
нарушением, предусмотренным абз. 1 - 3 п. 14 ст. 101
НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 января 2010 г. N 03-02-07/1-14
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо по вопросу
о применении ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и
сообщается следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 101 Кодекса решение по результатам рассмотрения акта налоговой проверки и
других материалов налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения
законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом
(его представителем) письменных возражений по указанному акту должно быть
принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение
10 дней со дня истечения срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменных
возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен, но не
более чем на один месяц.
Кроме того,
согласно п. 6 ст. 101 Кодекса в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае
необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта
совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых
вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц,
дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля
излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких
дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий
налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со
ст. ст. 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Поскольку Кодексом
не предусмотрено принятие по результатам дополнительных мероприятий налогового
контроля специального решения, полагаем, что решение о привлечении либо об
отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения принимается руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа по материалам налоговой проверки и результатам дополнительных
мероприятий налогового контроля в срок, установленный п. 1 ст. 101 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 99 Кодекса в случаях,
предусмотренных Кодексом (в частности, при получении показаний свидетелей,
выемке документов), составляются протоколы.
В соответствии с п. п. 8 и 9 ст. 95
Кодекса по результатам проведения экспертизы эксперт дает заключение в
письменной форме или сообщение о невозможности дать заключение.
В силу абз. 2 п. 14 ст. 101 Кодекса к существенным условиям процедуры
рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушение которых должностными
лицами налоговых органов является основанием для отмены вынесенного налоговым
органом решения по результатам этой проверки, отнесены обеспечение возможности
лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе
рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего
представителя и обеспечение возможности
налогоплательщика представлять объяснения.
Вместе с тем
сообщается, что согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 17.03.2009 N 14645/08 не требуется вынесение
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об
отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением
налогоплательщика о времени и месте вынесения решения.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
15.01.2010