Проблемная ситуация: О моменте
возникновения права на налоговый вычет акциза по подакцизным товарам,
приобретенным до 1 января 2010 г. и использованным в качестве сырья в январе
2010 г., а также о сроках уплаты акцизов по операциям реализации (передачи)
подакцизных товаров, осуществленным в декабре 2009 г., с учетом изменений,
внесенных в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 января 2010 г. N 03-07-06/07
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения
норм гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации,
вступивших в силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от
28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации", и сообщает.
В соответствии с п. 2 ст. 200 гл. 22
"Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении
подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства
подакцизных товаров.
Согласно
изменениям, внесенным в указанную статью Кодекса Федеральным законом от
28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), с 1
января 2010 г. при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной
долей этилового спирта свыше 9 процентов налоговые вычеты производятся в
пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на
этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 Кодекса на дату приобретения
подакцизного товара, использованного в качестве сырья.
На основании изложенного указанное
ограничение налогового вычета распространяется на все виды подакцизных товаров,
использованных в качестве сырья для производства алкогольной продукции с
объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов.
Статьей 201 Кодекса установлено, что
вычетам подлежат суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении
подакцизных товаров, в части стоимости указанных товаров, включенной в расходы
на производство других подакцизных товаров.
Таким образом, если
фактическое использование приобретенного до 1 января 2010 г. подакцизного
товара в качестве сырья осуществляется в январе 2010 г., право на налоговый
вычет акциза возникает у налогоплательщика при исчислении суммы акциза,
подлежащей уплате в бюджет за январь 2010 г., при условии соблюдения нормы об
ограничении суммы акциза, подлежащей вычету, предусмотренной вышеуказанной ст.
200 Кодекса.
Что касается срока
уплаты акцизов по операциям реализации (передачи) подакцизных товаров,
осуществленным в декабре 2009 г., то Федеральным законом внесены изменения в п.
3 ст. 204 Кодекса, в соответствии с которыми уплата акциза при реализации
(передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров
производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за
истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено указанной
статьей.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона данный Закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по
истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го
числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральный закон опубликован 30 ноября
2009 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.11.2009, N 48, ст.
5732). Соответственно, нормы данного Закона применяются с 1 января 2010 г.
Учитывая изложенное,
сумма акциза, исчисленная за декабрь 2009 г., подлежит уплате не позднее 25
января 2010 г.
Одновременно отмечаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
18.01.2010