Проблемная ситуация: Чем обусловлено увеличение
размеров госпошлины за совершение действий, связанных с государственной
регистрацией транспортных средств, предусмотренное Федеральным законом от
27.12.2009 N 374-ФЗ? Планируется ли увеличение размера транспортного налога,
подлежащего уплате в отношении транспортных средств с правым
рулем?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2010 г. N 03-05-06-03/04
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции по вопросу уплаты
государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной
регистрацией транспортных средств, и транспортного налога сообщает следующее.
Президентом
Российской Федерации подписан 27 декабря 2009 г. Федеральный закон N 374-ФЗ
"О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона
"О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности,
связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный
закон N 374-ФЗ), которым предусмотрено увеличение размеров государственной
пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией
транспортных средств. Данный Федеральный закон N 374-ФЗ вступает в силу с 29
января 2010 г.
Так, в частности,
за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили размер
государственной пошлины увеличится с 400 руб. до 1500 руб., за выдачу
государственных регистрационных знаков на мототранспортные
средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные
машины - с 200 руб. до 1000 руб., за выдачу паспорта транспортного средства -
со 100 руб. до 500 руб., за выдачу свидетельства о регистрации транспортного
средства - со 100 руб. до 300 руб.
Увеличение размеров
государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств
обусловлено тем, что, кроме государственной пошлины за государственную
регистрацию транспортных средств, на основании Постановления Правительства
Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных
с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" взималась плата
за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о
регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. В оплату
указанной продукции включались свободная отпускная цена изготовителя продукции
(с налогом на добавленную стоимость), затраты по ее транспортировке и хранению,
а также специальный сбор, связанный с осуществлением этой деятельности органами
внутренних дел, величина которого не должна была превышать одного процента
минимального годового размера оплаты труда.
Конституционный Суд Российской Федерации
в своем Определении от 01.03.2007 по делу N 326-О-П признал, что по буквальному
смыслу закона выдача водительского удостоверения приравнена к юридически
значимым действиям, следовательно, рассматривается законодателем как
охватывающая не только действие по передаче документа заинтересованному лицу,
но и действия по его изготовлению. Дифференциация размера государственной
пошлины за выдачу водительского удостоверения в зависимости от того, из каких
расходных материалов оно изготавливается, означает, что затраты на изготовление
водительского удостоверения учтены законодателем при определении размера
государственной пошлины. Государственные органы не вправе требовать от граждан
уплаты каких-либо иных платежей за выдачу водительских удостоверений, кроме
государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
В связи с указанным Определением
Конституционного Суда Российской Федерации и отменой платы за выдачу и замену
государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных
средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной
продукции возникла необходимость в компенсации затрат, связанных с изготовлением
вышеназванной продукции.
Таким образом, вышеуказанные затраты были
учтены при определении размеров государственной пошлины за совершение действий,
связанных с государственной регистрацией транспортных средств, установленных
Федеральным законом N 374-ФЗ.
Что касается
вопроса налогообложения транспортных средств, то необходимо отметить, что
Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22
и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступивший в
силу с 1 января 2010 г., не влечет автоматического увеличения ставок
транспортного налога, установленных законами субъектов Российской Федерации, а
расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов Российской Федерации по установлению налоговых ставок.
В соответствии с гл. 28
"Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, который вводится в
действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы
власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения об
установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых
ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361
Кодекса.
Следовательно, по вопросу установления
конкретных ставок транспортного налога следует обращаться в законодательные
(представительные) органы власти соответствующих субъектов Российской
Федерации.
Что касается транспортных средств с правым рулем, то каких-либо особенностей в их
налогообложении транспортным налогом гл. 28 Кодекса не предусмотрено.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.01.2010