Проблемная ситуация: О порядке применения НДС в
отношении предпроектных и проектно-изыскательских, а
также инжиниринговых услуг, выполняемых российской организацией по контрактам с
российскими посольствами, генеральными консульствами, постоянными
представительствами при ООН, НАТО, ЕС и т.д.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2010 г. N 03-07-08/14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на
добавленную стоимость в отношении предпроектных и
проектно-изыскательских, а также инжиниринговых услуг, выполняемых российской
организацией по контрактам с российскими посольствами, генеральными
консульствами, постоянными представительствами при ООН, НАТО, ЕС и т.д., и
сообщает следующее.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость установлен нормами ст.
148 Кодекса.
Так, в соответствии с пп.
4 п. 1 указанной ст. 148 Кодекса местом реализации инжиниринговых услуг
признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет
деятельность на территории Российской Федерации. При этом к инжиниринговым
услугам относятся в том числе предпроектные
и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований,
проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Указанным пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса предусмотрено, что местом
осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации
в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской
Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального
предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в
учредительных документах организации, места управления организацией, места
нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это
постоянное представительство).
Пунктом 1 Положения о Посольстве
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
28.10.1996 N 1497, установлено, что Посольство Российской Федерации является
государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим
представительство Российской Федерации в государстве пребывания, и входит в
систему Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о Министерстве
иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 11.07.2004 N 865, дипломатические представительства и
консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской
Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных)
организациях входят в систему Министерства иностранных дел Российской
Федерации.
Таким образом, местом реализации
инжиниринговых услуг, выполняемых российской организацией по контрактам с
российскими посольствами, генеральными консульствами, постоянными
представительствами при ООН, НАТО, ЕС и т.д., по нашему мнению, признается
территория Российской Федерации и, соответственно, указанные услуги подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской
Федерации.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся
от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
21.01.2010