Проблемная ситуация: О постановке на учет в налоговых
органах физлиц по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащих
им недвижимого имущества и транспортных средств.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2010 г. N 03-01-11/1-01
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства
финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, направляет письмо по вопросу
присвоения идентификационного номера налогоплательщика по принадлежности в
Федеральную налоговую службу.
Одновременно сообщается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового
контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по
месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих
ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным
Кодексом.
Согласно п. 7 ст. 84 Кодекса каждому
налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том
числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации
идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).
Физические лица, не
являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в
представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных
документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1
ст. 84 Кодекса.
Проводимая налоговыми органами работа по
учету налогоплательщиков - физических лиц с применением ИНН не нарушает прав
человека и гражданина и религиозных чувств верующих. Она осуществляется в
рамках Конституции Российской Федерации, согласно Кодексу и принятым в
соответствии с ним нормативным актам в целях признания, соблюдения и защиты
прав граждан.
Присвоение гражданину ИНН по своей сути
не является вторжением в частную жизнь гражданина. Идентификационный номер
налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся
семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных
отношений конкретного физического лица.
Применение ИНН в документах вместо
персональных данных физического лица не предусматривает замену имени номером,
так как фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах независимо от
того, указан или не указан в них ИНН. Этот номер не
может заменить человеку его имя, данное при рождении (крещении). ИНН подлежит
использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в
целях налогового учета. К тому же Кодекс не препятствует изменению
идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована
религиозными убеждениями налогоплательщика.
Данный вывод подтверждается Определением
Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 287-О. В нем, в
частности, говорится, что нет оснований утверждать, что абз.
1 п. 7 ст. 84 Кодекса (а именно: каждому налогоплательщику присваивается единый
по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации
идентификационный номер налогоплательщика) нарушает свободу совести и
вероисповедания (ст. 28 Конституции Российской Федерации).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
21.01.2010