Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель
оказывает населению услуги по ремонту телевизоров. Сумма реального дохода
значительно меньше вмененного дохода. Существует ли возможность не уплачивать
ЕНВД в полном объеме в указанной ситуации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2010 г. N 03-11-11/14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности и на основании представленной информации сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских
округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и
применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами
налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской
деятельности.
Пунктом 1 ст. 346.29 Кодекса установлено,
что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход
признается вмененный доход налогоплательщика.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что
вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого
налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих
на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого
налога по установленной ставке.
Базовая доходность - условная месячная
доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического
показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности
в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины
вмененного дохода.
Налогоплательщик единого налога на
вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть
потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при
осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, обязанность
налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход возникает
независимо от фактически полученного дохода от осуществления
предпринимательской деятельности или ее приостановления.
Согласно п. 6 ст. 346.29 Кодекса при
определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных
районов, городских округов, законодательные (представительные) органы
государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 данной
статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских
округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности
факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса, характеризующих особенности
ведения предпринимательской деятельности. При этом может учитываться
в том числе и величина доходов налогоплательщиков.
Согласно п. 7 ст. 346.29 Кодекса значения
корректирующего коэффициента К2 могут быть установлены
в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Следовательно, решение вопроса об
установлении оптимальной налоговой нагрузки налогоплательщикам единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности находится в ведении
представительных органов муниципальных районов, городских округов,
законодательных (представительных) органов государственной власти городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Одновременно сообщаем, что индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим виды предпринимательской деятельности,
определенные п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса, разрешается в установленном порядке
применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.01.2010