Проблемная ситуация: В Письме
Минфина России от 03.11.2009 N 03-04-06-02/81 рассмотрен вопрос распространения
определения "сельскохозяйственный товаропроизводитель", используемого
в целях применения положений Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), на
отношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 167-ФЗ).
В соответствии со ст. 241 гл. 24 Кодекса
(в редакции, действовавшей до 01.01.2010) для налогоплательщиков -
сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п.
2 ст. 346.2 Кодекса, применяются пониженные ставки единого социального налога.
Согласно пп. 2
п. 2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до
01.01.2010) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых, в
частности, в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются
пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до
01.01.2010) установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для
начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база
по ЕСН, установленные гл. 24 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2010).
В связи с этим, по
мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, поскольку оба
вышеупомянутых термина "сельскохозяйственный товаропроизводитель" и
"организация, занятая в производстве сельскохозяйственной продукции"
имеют одинаковый смысл и с учетом того, что порядок исчисления страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование аналогичен порядку исчисления
ЕСН, при отнесении страхователей к организациям, занятым в производстве
сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться критериями,
указанными в п. 2 ст. 346.2
Кодекса.
Вправе ли было в
2008 - 2009 гг. крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим
лицом, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 22
Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010)
применять тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
размере 10,3% в отношении выплат физическим лицам, произведенных крестьянским
(фермерским) хозяйством как работодателем?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2010 г. N 03-04-07/7-3
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат,
производимых в пользу физических лиц крестьянским (фермерским) хозяйством, и
сообщает следующее.
В упомянутом Письме
от 03.11.2009 N 03-04-06-02/81 Минфин России давал разъяснение по вопросу
распространения определения "сельскохозяйственного
товаропроизводителя", используемого в целях применения положений
Налогового кодекса Российской Федерации, на отношения по уплате страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ),
в частности, организациями -
налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога.
Что касается
вопроса исчисления в 2008 - 2009 гг. страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование с сумм выплат, производимых в пользу физических лиц
крестьянским (фермерским) хозяйством, то в соответствии с пп.
2 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до
01.01.2010) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в
производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных
малочисленных народов Севера,
занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских
(фермерских) хозяйств действовал тариф страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 10,3 процента с базы до 280 000 руб. на каждое
физическое лицо нарастающим итогом с начала года.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.01.2010