Проблемная ситуация: На основании
решения конкурсной комиссии предприниматель, применяющий УСН с объектом
налогообложения "доходы", был признан победителем конкурса по отбору
субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров,
работ, услуг для предоставления из областного бюджета субсидий (грантов на
создание собственного бизнеса) в целях возмещения затрат в связи с
производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на
государственную регистрацию юридического лица или предпринимателя, на
приобретение основных средств и производственного оборудования, прав по
договору коммерческой концессии. Учитывается ли в целях применения УСН сумма
300 тыс. руб., перечисленная министерством экономического развития, инвестиций
и торговли области в виде гранта с целевым назначением на приобретение основных
средств, при наличии отчета о ее целевом
использовании?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2010 г. N 03-11-11/18
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы
налогообложения в связи с получением субсидий из бюджета и на основании
информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают
доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 Кодекса.
При определении налоговой базы не
учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся
доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных
грантов.
В целях гл. 25
Кодекса грантами признаются денежные средства или иное имущество,
предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах российскими
физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и
международными организациями и объединениями по перечню таких организаций,
утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных
программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения
(направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию,
детская эндокринология, гепатит и
туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и
гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального
обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на
проведение конкретных научных исследований.
Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании
решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и
решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые
поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, средства в виде субсидии,
предоставленные индивидуальному предпринимателю из областного бюджета в рамках
оказания поддержки малому и среднему предпринимательству, относятся к
внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.01.2010