Проблемная ситуация: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с
производством и (или) реализацией, относятся в том
числе расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10
Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
до внесения в нее изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ
определяла, что объектовые подразделения Государственной противопожарной
службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет
средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет
дополнительных средств других источников финансирования.
Редакция вышеназванного Закона,
вступившая в силу с 1 января 2005 г., не предусматривает обязанность
организаций содержать за счет собственных средств объектовые подразделения
Государственной противопожарной службы. Однако согласно
изменениям, внесенным в ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ
Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ (в ред. Федерального закона от
25.12.2008 N 281-ФЗ), в течение 2006 - 2009 гг. финансирование деятельности
созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений
Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица
рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы,
осуществляется за счет средств организаций - собственников охраняемых
объектов, поступающих на лицевые счета по учету средств от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства РФ но делам ГО и ЧС в установленном порядке в органах
Федерального казначейства.
Со ссылкой на
указанные нормативные документы Министерство финансов РФ неоднократно отмечало
в своих письмах, что расходы на содержание объектовых подразделений
Государственной противопожарной службы в 2006 - 2009 гг. могут быть учтены при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина
России от 02.11.2007 N 03-03-06/1/766; Письмо Минфина России от 08.12.2006 N
03-03-04/1/822).
Согласно Федеральному закону от
22.07.2008 N 137-ФЗ в состав Государственной противопожарной службы также
включены подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях
охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные
подразделения федеральной противопожарной службы).
Данные подразделения осуществляют
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на возмездной
основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Определение стоимости услуг по договору осуществляется в объемах не
менее расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности ДП ФПС, в том
числе расходов на денежное довольствие, заработную плату, социальные выплаты,
обязательное страхование жизни и здоровья, проезд к месту проведения отпуска и
обратно сотрудников и членов их семей, обеспечение вещевым имуществом,
командировочные расходы, медицинское обеспечение, подготовку (переподготовку)
личного состава, установленных в соответствии с
нормативами обеспечения личного состава Федеральной противопожарной службы, а
также размеров социальных выплат и компенсаций, установленных законодательными
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Приказ Министерства
РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.02.2009 N
52 "Об организации работы по реализации Постановления Правительства
Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 989 "Об утверждении Правил
выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности
договорными подразделениями противопожарной службы").
Однако такие расходы, как содержание
пожарной спецтехники; зданий; сооружений; обеспечение СИЗ и ГСМ; техническое
обслуживание и ремонт пожарной спецтехники; предрейсовое
и послерейсовое медицинское освидетельствование
водителей; обеспечение электроэнергией, теплоэнергией;
хозпитьевой водой и очистка производственных стоков;
услуги связи и другие параметры материально-технического обеспечения, в
стоимость услуг договорных подразделений не входят. Но без них невозможно
оказание самих услуг в области пожарной безопасности.
Действующая редакция ст. 10 Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
предусматривает, что материально-техническое обеспечение Федеральной противопожарной
службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством
Российской Федерации, при этом собственные средства охраняемых предприятий не
оговорены как дополнительный источник финансирования.
Вправе ли
организации при заключении договоров на оказание услуг в области пожарной
безопасности с Договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы с
2010 г. учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на содержание
пожарной спецтехники; зданий; сооружений (имеющихся на балансе организации), а
также другие расходы на материально-техническое обеспечение, не предусмотренные
расходной частью федерального бюджета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2010 г. N 03-03-06/1/26
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к
своей компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с пп.
6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией, относятся
в том числе расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в
соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на приобретение
услуг пожарной охраны.
Согласно ст. 5 Федерального закона от
21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная
противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности
личности, общества и государства и координирует деятельность других видов
пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу
входит Федеральная противопожарная служба, которая включает
в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях
охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные
подразделения Федеральной противопожарной службы).
В соответствии со
ст. 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" работы и услуги
в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными
подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на
возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и
оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями
Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и
оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями
Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров,
заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, специально
уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, расходы на приобретение
услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в
размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной
безопасности с договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы.
Однако налогоплательщик может нести
дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на
амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в
собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
При учете в целях налогообложения прибыли
вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно
которым в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК
РФ).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Как следует из ст. 1 Федерального закона
от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательством
Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным
государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности
устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой
специальные условия социального и (или) технического характера.
Таким образом, налогоплательщик, несущий
указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности,
вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их
обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей
гл. 25 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.01.2010