Проблемная ситуация: Организацией-лизингодателем и
Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) заключено соглашение, в
соответствии с которым ЕБРР обязуется компенсировать лизингодателю убытки,
возникающие в связи с нарушением лизингополучателями обязательств по договорам
лизинга. Правомерно ли отнесение на расходы в целях исчисления налога на
прибыль сумм вознаграждений, уплачиваемых организацией ЕБРР за участие
последнего в обязательстве, предусматривающем частичное погашение убытков в
случае ненадлежащего или несвоевременного исполнения обязательств
лизингополучателями, контрагентами организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 2010 г. N 03-03-06/1/30
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
расходов, связанных с обеспечением исполнения обязательств лизингополучателей,
и сообщает следующее.
Как следует из письма,
организацией-лизингодателем и Европейским Банком Реконструкции и Развития
(ЕБРР) заключено соглашение, в соответствии с которым ЕБРР обязуется
компенсировать лизингодателю убытки, возникающие в связи с нарушением
лизингополучателями обязательств по договорам лизинга. Исходя
из изложенной информации не представляется возможным однозначно
определить юридическую квалификацию указанной сделки, а также порядок
налогового учета расходов в виде вознаграждения, уплачиваемого лизингодателем
ЕБРР за принятие указанных обязательств.
Вместе с тем сообщаем, что при
определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская
организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в
порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс).
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Под обоснованными
расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена
в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии
с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен Кодексом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.01.2010