Проблемная ситуация: Организация оказывает услуги по
перевозке грузов морскими судами, зарегистрированными в Российском
международном реестре судов (РМРС), и морскими судами, зарегистрированными в
Государственном судовом реестре. Следует ли в целях исчисления налога на
прибыль учитывать внереализационные расходы при расчете расходов судовладельцев
на цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в
РМРС? Верно ли, что внереализационные расходы (курсовые и суммовые разницы,
проценты по кредитам, судебные расходы и арбитражные сборы и т.д.) не относятся
к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли на основании п. 48.5
ст. 270 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 2010 г. N 03-03-06/1/31
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
расходов и доходов организации, эксплуатирующей суда, зарегистрированные в
Российском международном реестре судов, для целей налогообложения прибыли
организаций и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(далее - РМРС). Для целей гл. 25 Кодекса под эксплуатацией судов,
зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких
услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса к
расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы
судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и
эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных
статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг.
В случае если
организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору
тайм-чартера организации-фрахтователю, которая использует судно как для
международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской
Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт
назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей
налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся
непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.
В соответствии со
ст. 313 Кодекса в целях формирования полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также
обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя.
Таким образом, организации-судовладельцу
следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна,
зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна в
международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в
каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы данные
судового журнала.
В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса
расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на
затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле
соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом часть расходов (включая
внереализационные расходы), относящаяся к деятельности по эксплуатации судов,
зарегистрированных в РМРС, в международных перевозках, определенная в
вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Доходы и расходы, относящиеся к
использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок,
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.01.2010