Проблемная ситуация: Вправе ли организация в случае
истребования документов налоговым органом на основании п. п. 1 и 2 ст. 93 НК РФ
представить копии истребуемых документов,
изготовленные на листах, оборотная сторона которых содержит информацию, не
относящуюся к предмету проверки (на черновиках)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-35
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о представлении
налогоплательщиком истребуемых налоговым органом при
проведении налоговой проверки документов на черновиках и сообщается следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с
законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента документы по формам, установленным государственными
органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления
и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы,
подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Установленными формами документов
предусматривается отражение в них только той информации, которая необходима для
целей налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя
руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации,
если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости
налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93
Кодекса).
В соответствии с п. 4 Правил
делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477, копией
документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника
документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы.
Заверенной копией документа в
соответствии с п. 3.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по
делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных
Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76, признается
копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют
необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Аналогичные определения документа и копии
документа закреплены п. п. 2.1.29 и 2.1.30 ГОСТ Р
51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения",
утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28.
Состав реквизитов документов и требования
к их оформлению установлены п. п. 2 и 3 ГОСТ Р
6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению
документов", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003
N 65-ст. Пунктом 3.27 указанного ГОСТа установлено, что на оборотной стороне
последнего листа документа предусмотрено расположение отметки об исполнителе
этого документа (инициалы и фамилия исполнителя и номер его телефона).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.02.2010