Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2010, N 7
Проблемная ситуация: О порядке признания расходов на
давшие положительные результаты НИОКР при формировании налоговой базы по налогу
на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 февраля 2010 г. N 3-2-06/10
Федеральной налоговой службой получено
Письмо Минфина России от 24.12.2009 N 03-03-05/251, в котором высказывается
позиция по вопросу порядка признания организациями давших положительные
результаты расходов на НИОКР с указанием довести изложенную в Письме позицию до
налоговых органов для использования в работе.
До настоящего времени данное указание не
выполнено в связи со следующим.
Из приведенного
Письма следует, что расходы на НИОКР в общем случае (то есть не произведенные
налогоплательщиками, зарегистрированными в особых экономических зонах и не
включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации)
подлежат учету "независимо от полученного результата в течение одного года
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены эти
исследования (этапы исследования)".
Таким образом, предписывается довести до
сведения налоговых органов, что расходы на давшие положительные результаты
НИОКР учитываются в течение года со следующего месяца после их завершения вне
зависимости от того, начато ли использование этих результатов.
Однако данное положение прямо
противоречит норме абз. 2 п. 2 ст. 262 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно указанной норме расходы на НИОКР
"равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в
течение одного года при условии использования указанных исследований и
разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ,
оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены
такие исследования (отдельные этапы исследований)".
Таким образом,
налоговое законодательство прямо определяет условие использования положительных
результатов НИОКР как необходимое для учета сумм расходов на такие НИОКР в
уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в течение периода,
установленного приведенной нормой.
Уменьшение
налоговой базы по налогу на прибыль на соответствующие суммы расходов на давшие
положительные результаты НИОКР до момента начала использования результатов в
деятельности организации не только приводит к более раннему по времени
уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль, но и к тому, что в целях
исчисления налога на прибыль могут быть учтены расходы на получение
положительных результатов работ и в том
случае, если они в принципе не будут использованы в деятельности, направленной
на получение дохода (ни использованы в технологическом процессе производства и
реализации, ни переданы во временное пользование, ни проданы на сторону).
Так, если,
например, организация завершила работы в декабре 2009 г. и в 2010 г. учтет все
суммы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, не используя эти
положительные результаты в своей деятельности, то согласно Письму Минфина
России при проверке в 2011 - 2013 гг. правильности исчисления налоговой базы за
период 2010 г. налоговому органу не следует обращать внимание, использованы ли организацией результаты этих работ.
Такой подход не соответствует требованиям
налогового законодательства (не только абз. 2 п. 2
ст. 262 Кодекса, но и п. 1 ст. 252 Кодекса), а с точки зрения реализации
стимулирующей функции налога - не повышает заинтересованности организаций в
реальном внедрении новых технологий и успешных разработок в производство.
В связи с изложенным
предлагаем вернуться к рассмотрению данного вопроса и при необходимости
провести совещание по данной проблеме.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
С.Н.ШУЛЬГИН
01.02.2010