Проблемная ситуация: Организация выполняет работы по
строительству и ремонту магистральных трубопроводов в регионах РФ и для этого
направляет работников в командировки в обособленные подразделения. Местом
жительства некоторых работников является иной город. Учитываются ли расходы
организации на проезд работников от места жительства до места командировки
(производства работ в обособленном подразделении) и обратно в целях исчисления
налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов
организации на проезд работников от места их жительства до места командировки и
обратно при исчислении налога на прибыль и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 166 Трудового
кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой считается
поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для
выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
На основании ст. 168 ТК РФ при
направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать
ему расходы на проезд, по найму жилого помещения, дополнительные расходы,
связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные
затраты, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на проезд к месту
командировки и обратно к месту постоянной работы отнесены к командировочным
расходам, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией.
Постановлением Правительства РФ от
13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в
служебные командировки.
Согласно п. 3 Положения местом постоянной
работы следует считать место расположения организации (обособленного
структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым
договором (командирующая организация). Днем выезда сотрудника в командировку считается
дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства
от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки -
дата прибытия указанного транспортного средства в место
постоянной работы. В случае если станция, пристань или аэропорт
находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для
проезда до станции, пристани или аэропорта (п. 4 Положения).
В соответствии с п.
12 Положения работнику возмещаются расходы по проезду к месту командировки на
территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы, по проезду
из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько
организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включая расходы по
проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани,
аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии
документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на
обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплата услуг по
оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных
принадлежностей.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих
о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате
реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство
не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и
условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата.
Таким образом, уменьшение
налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника
возможно только при условии их документального подтверждения и экономической
обоснованности. При этом обязанность проверки экономической обоснованности
произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.02.2010