Проблемная ситуация: О порядке включения в состав
расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходов поставщиков
(производителей) в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) у предприятий
торговли с целью уничтожения хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком
годности, а также расходов, связанных с уничтожением такой продукции.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2010 г. N 03-03-06/4/8
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в соответствии с письмом рассмотрел обращение
некоммерческой организации по вопросу возврата из розничной сети продукции
хлебопекарного производства с истекшим сроком реализации и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализацией
товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем
признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен
товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов
выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним
лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных
работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на
безвозмездной основе.
На основании п. 1 ст. 454 ГК РФ по
договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар)
в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять
этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Право
собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи,
если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, если иное не установлено
НК РФ, каждый случай перехода права собственности на возмездной основе
признается реализацией для целей гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" НК РФ.
Статьей 247 НК РФ определено, что
объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль,
полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, в свою
очередь, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В соответствии со ст. 249 НК РФ в целях
исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от
реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее
приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
Расходами, уменьшающими налоговую базу
для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически
оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода
(п. 1 ст. 252 НК РФ).
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично
оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической
обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется
налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок
проведения которого установлен НК РФ.
Согласно положениям Федерального закона
от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
(далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые
таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию,
уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии с Санитарными правилами и
нормами 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей
промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий"
(далее - Санитарные правила) хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков
продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как
черствые.
Таким образом, положениями Санитарных
правил на поставщика (производителя):
- возлагается ответственность за
переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов вне
зависимости от того, что право собственности на указанные пищевые продукты
перешло к торговой организации, являющейся с учетом требований Закона N 29-ФЗ
владельцем данных продуктов;
- предопределяется необходимость
включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности
(купли-продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе
указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков
реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых
продуктов для целей их последующей утилизации или уничтожения.
Таким образом, существующее нормативное
правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает
поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные
изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их
последующую утилизацию путем переработки или уничтожения.
В этой связи
считаем, что расходы в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) хлеба и
хлебобулочных изделий с истекшим сроком годности у предприятий торговли для
последующей утилизации путем переработки или уничтожения, а также расходы,
связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей
налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках
предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим
образом.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
04.02.2010