| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация заключила договор факторингового обслуживания (финансирования под уступку денежного требования) с продавцом товаров, работ, услуг в соответствии с гл. 43 ГК РФ.

Организация покупает у продавца денежные требования к третьим лицам (должникам), возникающие из договора поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусматривающего отсрочку платежа, по схеме: номинал денежного требования по цене, равной номиналу денежного требования (100% за 100%). Порядок оплаты: выплата финансирования в размере 90% на дату уступки (передачи документов) и 10% - после оплаты денежного требования должником. Реализация услуги совпадает с датой реализации имущественных прав (гашения) и окончательным расчетом по сделке по приобретению имущественных прав, т.е. на дату оплаты должником денежного требования и перечисления продавцу 10%.

В рамках договора факторинга организация оказывает продавцу следующие услуги: выплачивает финансирование; осуществляет административное управление дебиторской задолженностью, а именно, ведет учет текущего состояния денежных требований продавца к должникам, ведет работу с должниками (напоминания об оплате, уведомления, претензии); предоставляет продавцу информацию (отчет о поставках, зарегистрированных за период, отчет о статистике платежей должников, отчет о перечислении сумм финансирования, отчет об удержанной комиссии по поставкам); проводит оценку финансового состояния должника и качества обслуживания долга и т.п.

За оказываемые услуги продавец уплачивает организации вознаграждение. Вознаграждение состоит из трех составляющих:

комиссия за административное управление дебиторской задолженностью - фиксированная сумма в рублях за каждое денежное требование;

комиссия за факторинговое обслуживание - взимается в процентах от номинала денежного требования за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления денежных средств в счет исполнения денежного требования на счет организации. Ставка комиссии устанавливается в зависимости от группы риска должника и продавца. Группа риска продавца и должника определяется согласно внутренней методике, может меняться в рамках налогового периода и не может быть заранее определена;

комиссия за предоставление денежных ресурсов (финансирования) - взимается за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления денежных средств в счет исполнения денежного требования на счет организации, начисляется в процентах годовых от суммы финансирования и зависит от оборота. Оборот - это объем переданных в рамках договора факторинга денежных требований за предыдущий месяц.

По условиям договора ставка (размер) комиссии за услуги организации определяется на дату поступления платежа от должника. Таким образом, невозможно определить дату платежа должника (может заплатить в любой день действия отсрочки платежа) и действующую на дату платежа должника ставку (она зависит от изменяющихся во времени показателей (оборота на дату платежа, установленных групп риска продавца и дебитора, платежной дисциплины должника и прочих факторов) и от даты к дате может сильно колебаться в связи с сезонностью товара, финансовым положением контрагентов и др.).

В какой момент организация обязана исчислять налог на прибыль с комиссий за факторинговое обслуживание и за предоставление денежных ресурсов, при условии что в течение налогового (отчетного) периода деньги от должника не поступят и ставки комиссий не могут быть определены?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/44

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов в виде комиссионного вознаграждения, полученных финансовым агентом за осуществление операций по договору факторинга (договору финансирования под уступку денежного требования), и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

Согласно ст. 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

В соответствии с п. 5 ст. 271 Кодекса при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.

Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и осуществлению экспертизы договоров в Департаменте не рассматриваются.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.02.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024