Проблемная ситуация: ОАО планирует выплачивать своим
работникам вознаграждения за рационализаторские предложения в процентах от
годового экономического эффекта, ожидаемого к получению за первый год
использования рационализаторского предложения в производстве. Обоснованием
расходов на выплату вознаграждений за рационализаторские предложения являются:
- Положение о системе подачи предложений,
разработанное и утвержденное в 2006 г., где оговорены размеры вознаграждений,
расчет экономического эффекта и порядок выплаты премии;
- трудовой договор,
в котором есть пункт, согласно которому работодатель имеет право поощрять
работника за добросовестный труд в соответствии с локальными нормативными
актами;
- коллективный договор, в котором
указано, что работодатель обязуется в соответствии с действующими Положениями
выплачивать премию за достигнутые показатели в работе, за экономию материалов и
энергоресурсов, за качество продукции.
Каков порядок учета расходов в виде сумм
вознаграждений, выплачиваемых за рационализаторские предложения, при
определении налоговой базы по налогу на прибыль, учитывая перечисленные
локальные акты ОАО?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/52
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
расходов по выплате вознаграждений работникам для целей налогообложения прибыли
и сообщает следующее.
Согласно Методическим рекомендациям по
организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской
Федерации, одобренным совместным Решением Роспатента и Госкомпрома России от
25.06.1996 N 6/7, рационализаторским может быть признано техническое,
организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным
для данного предприятия.
Порядок выплаты вознаграждения за
рационализаторское предложение устанавливается предприятием самостоятельно.
Согласно п. 14 названных Методических рекомендаций оно может выплачиваться как
при его признании рационализаторским, так и при его использовании и получении
экономического или иного положительного эффекта.
В соответствии со
ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работника в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской
Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 ст. 255 Кодекса предусмотрено,
что в состав расходов на оплату труда включаются начисления стимулирующего
характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к
тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в
труде и иные подобные показатели.
Согласно ст. 135
Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок,
окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в
том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и
надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, суммы вознаграждений
авторам рационализаторских предложений и премий могут быть учтены в целях
налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда на основании п. 2
ст. 255 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.02.2010